Папки-передвижки

Организация процесса обучения ребенка младшего школьного возраста, с расстройством аутистического спектра

Бауэр Наталья Александровна
Организация процесса обучения ребенка младшего школьного возраста, с расстройством аутистического спектра
▼ Скачать + Заказать документы

«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА С РАСТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

Данная тема на сегодняшний день, является актуальной для педагогов и родителей, т. к. в последнее время все чаще обсуждается вопрос о синдроме детского аутизма, и о том как вести работу с детьми РАС.

Аутизм - это одно из широко распространённых нарушений развития («эффект маятника», оно связано с органическими, генетическими поражениями и окружающей средой. Характеризующийся регресом речи, отрывом от реальности, отгороженностью от внешнего мира, отсутствием или парадоксальностью реакций на внешние раздражители, нарушением адекватной эмоциональной связи со средой и сопровождающийся стереотипным

Темочки:

поведением.

Впервые ранний детский аутизм был описан Л. Канером в 1943 (статья, «Антропология аутизма).

В настоящее время большинство авторов полагают, что РДА является следствием особой патологии, в основе которой лежит недостаточность центральной нервной системы. РДА может проявиться вследствие самых разных заболеваний, например врожденной краснухи или туберкулезного склероза. Самой распространенной причиной возникновения детского аутизма принято считать генетическую предрасположенность.

Детям с данным нарушением всю жизни приходится приспосабливаться к социальной обстановке, т. к. жизнь для них является источником стресса, что приводит к нарушениям социального поведения, коммуникативным способностям

Симптомы аутизма :

• Нарушение социального поведения

• Нарушение коммуникации

• Стереотипное поведение

Работа с такими детьми довольна кропотлива и длительна. С «не говорящими» детьми занятия проходят успешнее при выстраивании визуального ряда. Если раньше начинается обучение чтению ребенка, то больше шансов у него вызвать эхолаличное повторение звуков.

Наряду с этим ведется специальная работа с детьми для преодоления артикуляторной апраксии (нарушение моторики (артикуляционной).

Как можно раньше нужно начинать у таких детей коррекцию речевых расстройств. Для того чтобы преодолеть аутистическое поведение необходимо довольно много времени. Это систематическая работа ряда специалистов (дефектолог, психоневролог, логопед, социальный педагог, психолог, терапевт).

1) Установление эмоционального контакта с ребенком аутистом :

1 этап - период «эмоционально насыщенной пассивности» осторожное наблюдение за поведением ребенка, исключает любую форму вмешательства и ограничений ребенка, но вместе с тем педагогу важно демонстрировать ребенку готовность к поддержке и защите, его спокойную заинтересованность и поощрение ребенка.

2 этап – «пассивное соучастие» в деятельности ребенка. Побеседовав с родителями и узнав у родителей о особенностях их ребенка, его игровые, бытовые предпочтения педагогу будет легче производить попытки внедрения в стереотипизированную деятельность ребенка с учетом полученной информации от родителей. Взрослый отказывается от роли взрослого и принимает некоторые формы детского поведения, находясь рядом с ребенком выполняет похожие действия, что и ребенок (пример6 если ребенок играет с веревочками, взрослый как бы тоже играя плетет косичку.)

3 этап – период «активного соучастия» активное внедрение в сферу стереотипизированной деятельности аутичного ребенка. На этом этапе прочным становится зрительный, тактильный, речевой контакт, ребенок не сопротивляется, ждет одобрения, похвалы, больше привыкая к педагогу, внедряются занятия, на которых необходимо первоначально использовать знакомые для ребенка пособия, внешне создавая привычную для ребенка ситуацию и постепенно внедрять новые.

2) Рекомендации по организации образовательного процесса ребенка РАС :

Работая с ребёнком РАС учителю, родителям рекомендуется проявлять твердость, настойчивость, терпеливость характера, т. к предстоит длительно работать над установлением положительного эмоционального, зрительного контакта с ребенком, выработкой «правильного» поведения, формированием соответствующего стереотипа, который поможет познавать мир ребенку и учиться взаимодействовать с другими людьми.

Задачи:

1) Адаптация к школьному обучению (адаптация к режиму дня, нормам поведения и т. д.).

2) Формирование учебного стереотипа (работа за партой, подготовка к уроку, ответы на вопросы).

3) Формирование стереотипа поведения в учебной комнате (обучение разным формам работы за партой, у доски, выполнению индивидуальных заданий и т. д.).

4) Развитие коммуникации (общение с окружающими).

5) Формирование трудовых навыков

Рекомендовано строить обучение на основе концепции учения и личностно-ориетированного подхода к ребенку :

- Четко организовывать пространство (учебного места, комнаты).

- Начинать учебную деятельность с ребенком рекомендуется, с демонстрации «визуального расписания».

- Речевые инструкции должны состоять из 2-3 слов и быть пошаговыми.

- Обращаться к ребенку по имени, для понимания собственного «Я».

- Использовать подписанные системы хранения, подписывать предметы, которыми пользуется ребенок (методика «Глобальное чтение»).

- Обучать навыкам самообслуживания и бытовой ориентировки.

- Использовать подкрепление правильного (вкусным поощрением, объятием, стимулом).

- Осваивать деятельность частями, этапами, затем объединять в целое, избегать переутомления.

- Постоянно развивать крупную и мелкую моторику.

- Вести «дневник наблюдений» (учитель, специалисты, родитель).

Направления коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС:

- эмоциональное развитие;

- развитие моторики;

- развитие активного и осмысленного отношения к миру;

- организация поведения;

- организация пространственно-временной среды;

- развитие коммуникаций (вербальной, невербальной).

В работе с детьми РАС используются элементы технологий, приемы, методы:

• игротерапии (директивная и свободная игра, предметные и дидактические игры, игры-упражнения);

• элементы телесной терапии;

• элементы пескотерапии;

• элементы «PECS» (работа с символами, пиктограммами, картинками);

• элементы ИКТ;

• словесные, объяснительно-иллюстративные методы;

• продуктивная деятельность (использование наглядных пособий, фотографий рисунков, схем, знаково-графических изображений, метод «Макатон» (жест + картинка, что помогает формировать фразовую речь, и т. д., обучение чтению по методу Марии Монтессори и т. д. ;

• использование приема комментирования собственной деятельности.

Рекомендуемые терапии для детей с РАС:

Арт-терапия:

музыка, живопись, театр, танцы, занятия с пластилином глиной.

• Дельфино-терапия

• Пет-терапия

• Ипотерапия

Холдинг-терапия:

Ребенок должен сидеть у матери на коленях так, чтобы у нее была возможность посмотреть ему в глаза. Не ослабляя объятий, несмотря на сопротивление ребенка, мать говорит о своих чувствах и своей любви к ребенку и о том, как она хочет преодолеть ту или иную проблему.

• Сенсорная интеграция – терапевтический метод, направленный на работу с телом ребенка.

Ребенку предлагается «взаимодействовать» со специально оборудованным помещением, где он в игре совместно со взрослыми выполняет специально подобранные упражнения на зрительно-моторную координацию, ориентацию тела в пространстве, тактильную чувствительность.

Тем самым стимулируется работа органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем.

«Взаимодействие с семьёй».

• В общении с родителями учитель должен быть педагогически тактичен, деликатен, сдержан, уважителен, вопросы для беседы должны быть продуманными, чтобы не оттолкнуть родителей от себя.

Рассказывайте родителям, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркивая его индивидуальность.

• Обсуждайте с родителями и общие требования к воспитанию и обучению ребенка.

Побуждайте родителей высказывать свои взгляды, выслушивайте мнение родителей об используемых методах, приемах, даже если оно ошибочно. Призывайте родителей объединять усилия для выработки единых требований.

• Учитывайте личностные интересы родителей.

P.S. «Не нужно изменять ребенка – нужно изменить среду вокруг него» и тогда Вы получите положительный результат J.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Публикации по теме:

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 3 лет, имеющим нарушения аутистического спектра Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком. 2. Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр. 3.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 6–7 лет с нарушением аутистического спектра Ф. и. ребенка:___ Дата рождения:___ Проблема:___ Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком.

Педагогическая характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения. Педагогическая характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения. В познавательном плане ребенок к поступлению в школу уже.

Практические рекомендации для родителей и педагогов по стимулированию речи детей с расстройствами аутистического спектра Самый важный и наиболее сложный этап логопедической работы с детьми имеющими расстройства аутистического спектра – это «пусковой момент».

Психология детей младшего школьного возраста. Эссе «Адаптация ребенка к школе» Введение Школа представляет собой этапный момент жизни ребенка. Это встреча с новым миром - загадочным, желанным, и, в то же время очень.

Развитие координации у детей младшего школьного возраста Развитие координации у детей младшего школьного возраста Педагог дополнительного образования Борисова Надежда Юрьевна Координация — умение.

Развитие внимания, памяти у ребенка младшего школьного возраста с ОВЗ «Страна знаний» Муниципальное казенное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социального.

Развитие эмоциональной сферы у ребенка младшего школьного возраста с ОВЗ «Страна эмоций» Муниципальное казенное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социального.

Статья из опыта работы с детьми, имеющими нарушения аутистического спектра «Особые дети» (из опыта работы). Я работаю педагогом-психологом на протяжении 16 лет, и сегодня хочу рассказать о своей работе с «особыми».

Вечер досуга для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и родителей «Вместе весело играть!» Кротова ГалинаВечер досуга для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)Т.  харрис:Лучше всего можно помочь детям, помогая их родителями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация процесса обучения ребенка младшего школьного возраста, с расстройством аутистического спектра
Опубликовано: 17 октября 2016 в 16:22
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация процесса обучения ребенка младшего школьного возраста, с расстройством аутистического спектра» (включая файлы) размещена пользователем Бауэр Наталья Александровна (УИ 374709) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД