Капуши Дарья
Рекомендации для воспитателя при работе со слабовидящими детьми
▼ Скачать + Заказать документы
При работе со слабовидящими детьми нужно знать необходимые рекомендации :
• Ознакомьтесь с заключением врача-офтальмолога о состоянии зрения ребенка. Если из заключения следует, что дошкольник должен постоянно носить очки, следите, чтобы ребенок выполнял эти требования.
• Не стойте в помещении против света, на фоне окна. В одежде используйте яркие цвета, которые ребенку со зрительными нарушениями проще воспринимать.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Работа воспитателя
- Темочки
• Так как темп работы детей со зрительными нарушениями замедлен, давайте больше времени для выполнения заданий.
• Развивайте у ребенка навыки рисования по трафарету, штриховки, ориентировки в микропространстве (на листе бумаги). Также важно развивать зрительное восприятие, внимание, память.
• Чередуйте виды деятельности, проводите с детьми упражнения, которые снимают утомление глаз (зрительная гимнастика).
• Говорите медленно. Ставьте вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы слабовидящие дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не торопите их с ответом, дайте 1–2 минуты на обдумывание.
• На занятиях создавайте детям условия, чтобы им было проще зрительно воспринимать объекты, различные цвета, формы и т. п.
• Обратите внимание на наглядные и раздаточные материалы. Они должны быть крупными, яркими, четкими по контуру и силуэту. Наглядные предметы должны соответствовать естественным размерам: машина должна быть меньше дома, помидор – меньше кочана капусты и т. п.
• Размещайте объекты для восприятия так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности. Во время демонстрации объектов сопровождайте их словесным описанием.
• При знакомстве с предметами снижайте темп занятия. Слабовидящим дошкольникам нужно больше времени для зрительного восприятия, осмысления и запоминания, чем детям с нормальным зрением.
• При анализе детских работ не располагайте в одном месте все работы одновременно. Чтобы улучшить восприятие, показывайте их с учетом возраста детей. Например, детям младшего дошкольного возраста по 2–3 объекта, старшего дошкольного – по 4–5 объектов.
• Чаще используйте указку с ярким наконечником, чтобы слабовидящим детям было проще воспринимать объекты. Применяйте на занятиях дополнительные наглядные материалы: контур, силуэт, игрушки, индивидуальные картинки с крупным рисунком для детей с низкой остротой зрения.
• На индивидуальных занятиях учите слабовидящих детей последовательно называть картинки, выкладывать их в ряд слева направо, переходя на нижний ряд, возвращать взгляд на первую картинку слева.
• Транслируйте материалы слабовидящим детям как минимум в два раза дольше, чем дошкольникам с нормальным зрением.
• Иногда вы даете детям задания, которые связаны с осязательным обследованием. Увеличивайте время на их выполнение как минимум в два раза по сравнению с заданиями на основе зрения.
• Когда дети выполняют графические задания, оценивайте не точность и качество, а то, насколько ребенок правильно выполнил задание. У слабовидящих детей зачастую есть трудности с координацией движений. Им тяжело рисовать, конструировать, лепить из теста или пластилина.
• Давайте слабовидящему ребенку возможность подходить и рассматривать материал, который объясняете и показываете.
• Все тексты и картинки ребенку нужно увеличивать. Поможет в этом специальная лупа.
• Когда дети отвечают, называйте каждого по имени, чтобы ребенок с нарушением зрения мог понять, кто сейчас говорит.