Приложение МААМ

Влияние педагога на течение адаптации детей раннего возраста

Босых Александра
Влияние педагога на течение адаптации детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Введение.

«Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум и мысли малышей, являются мать и отец»

В. А. Сухомлинский

На сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению очень актуальна.

В последние годы наметилась тенденция к увеличению числа детей, поступающих в дошкольные образовательные организации в раннем возрасте. Поступление ребенка в дошкольную образовательную организацию – сложный период в жизни ребенка раннего возраста. Адаптация ребенка к новым для него условиям является тяжелым и болезненным процессом, сопровождающимся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его уровни.

Когда малыш впервые приходит в дошкольное учреждение, он остро переживает расставание с семьей и испытывает дискомфорт психологического и физиологического состояния.

Проблеме адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации уделено много внимания, однако редко затрагивается вопрос о том, что родителям в этот период жизни, тоже необходима помощь.

Поступление ребенка в дошкольную образовательную организацию вызывает у родителей волнения, опасения, страхи за здоровье ребенка, за его эмоциональное благополучие. Зачастую эти переживания вызваны недостаточным уровнем компетентности и опыта родителей в вопросах адаптации ребенка раннего возраста в дошкольной образовательной организации.

СЛАЙД 2

Цель: определение проблем, возникающих в адаптационный период, и выявление их причин; повышение психолого-педагогической грамотности педагогов в вопросах адаптации детей к условиям ДОО.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с информацией об особенностях адаптации детей, родительских ожиданиях и эмоциональном благополучии детей в ДОУ. Познакомить с направлениями работы педагогов с родителями.

2. Определить способы оказания помощи детям в адаптационный период.

3. Разобрать на практике способ игровых методик и приемов, которые способствуют успешной адаптации и социализации дошкольников;

Целевая аудитория: педагоги, специалисты ДОУ, старшие воспитатели

Место проведения: МБДОУ Детский сад № 127 «Почемучка».

Ожидаемые результаты:

1. Интерес педагогов к проблеме социального партнерства детского сада

с родителями в период адаптации к ДОУ.

2. Принятие опыта «игровых методик и приемов, которые способствуют успешной адаптации и социализации дошкольников» в практику своей работы.

Оборудование: жетоны, информационные папки с приложениями, листы белой бумаги, карандаши, мультимедийное оборудование, столы, стулья, игрушечные микрофоны.

Ход семинара-практикума.

1. Вступительная часть.

- Дети, какие они?». Вспомните всех детей своей группы, дайте определение: какие они? Например: веселые, смелые, любопытные и т. д. За каждое определение вы получаете жетон. Кто наберет больше всего жетонов – тот выиграл.

Проблема адаптации детей к условиям детского сада не нова и давно стоит в центре внимания. Чтобы успешно решать задачи психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации к ДОО, воспитатели и родители должны поддерживать тесную взаимосвязь. Решая проблему адаптации детей к детскому саду, обсудим нашим педагогическим коллективом, какие ошибки допускают родители. Я, в свою очередь, хочу поделиться рекомендациями, как сделать адаптационный период более легким и безболезненным.

2. Информационная часть.

2.1. Определение понятия адаптация.

- Как вы думаете, что такое адаптация? (ответы педагогов)

СЛАЙД 3

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптивность, т. е. совокупленность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.

Адаптация – это не только процесс привыкания ребёнка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.

СЛАЙД 4

Т2.2. Различают три фазы прохождения адаптационного периода

Острая фаза - сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе. Это приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).

Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев).

Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Применительно к длительности протекания адаптационного процесса обычно говорят о трех степенях.

Легкая степень: поначалу ребенок капризничает, плачет, к 20-му дню пребывания в детском саду нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более 10 дней, без осложнений и без изменений.

Средняя степень: слезы, крики, странное поведение ребенка. Ребенок отказывается идти в детский сад, но успокаивается постепенно в группе. На фоне такого эмоционального состояния ребенок может заболеть. Постепенно ребенок становится спокойнее и затем привыкает. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психологическое развитие несколько замедляется, снижается речевая активность. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней без осложнений, вес несколько снизился.

Тяжелая степень: ребенок никак не может привыкнуть к детскому саду. Начинает часто и длительно болеть. От этого страдает его нервно – психическое развитие: ребенок может забывать новые слова, демонстрировать мнимое неумение есть ложкой, проявлять замкнутость и отчужденность. Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1-2 квартала. Респираторные заболевания более 3-х раз сроком более 10 дней. Ребенок не растет, не прибавляет в весе в течение 1-2 квартала.

Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду.

2.3. Причины плохой адаптации ребенка к детскому саду.

-Назовите причины плохой адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

СЛАЙД 5

• особенности высшей нервной деятельности и возраста ребёнка (дети с различными чертами характера и типа темперамента к детскому саду привыкают по-разному);

• отсутствие тренировки его нервной системы;

• состояние здоровья (дети физически здоровые, т. е. не имеющие ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший «старт»);

• отсутствие навыков самостоятельности (это одевание (хотя бы в небольшом объеме, «горшечный» этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками);

• отсутствие в семье режима дня, совпадающего с режимом детского сада (за несколько месяцев до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду);

• отсутствие рациона питания, приближенного к садовскому (если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог более уравновешенного состояния. От резкого контраста между обстановкой, в которой ребёнок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении);

• методики воспитания в семье отличаются от общепринятых;

• ребенок не умеет общаться с другими детьми;

• ребенок настороженно относится к чужим взрослым;

• не умеет занять себя на некоторое время игрой.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Упражнение «Бабочки».

Необходимо разбиться на пары, один из пары становится взрослым, второй - ребенком.

Ситуация 1. Дети выходят за дверь. Взрослым дается задание: не обращать внимания на детей. Дети должны подбежать к своему взрослому и показать пойманную бабочку: «Мама, мама, смотри, какую я бабочку поймал».

Ситуация 2. Дети выходят за дверь. Взрослым дается задание со вниманием отнестись к ребенку.

- Какие чувства испытывали «дети» в первом случае?

- Какие чувства испытывали «взрослые» в первом случае?

- Какие чувства испытывали «дети» во втором случае?

- Какие чувства испытывали «взрослые» во втором случае?

Вывод: Дети нуждаются в поддержке взрослых. Если ребенка не поддерживают, он часто легко сдается, использует выражения «я не могу», «я не знаю», «мне безразлично», защищается, создает конфликты, жалуется на самочувствие, обвиняет других, избегает общения, жалуется на отсутствие друзей, выглядит печальным. Таким образом, ребенок пытается нам доказать, что он нуждается в любви и поддержке.

2.4. Влияние педагога на течение адаптации. Адаптация к новым условиям жизни неизбежна. Но мы в силах сделать этот процесс максимально безболезненным. Так какие же методы и приемы способствуют облегчению прохождения периода адаптации?

СДАЙД 6

Возможные мероприятия по облегчению периода адаптации:

Воспитатель должен быть доброжелателен, терпеливым, улыбаться по ситуации.

Называть ребенка ласковым именем, как дома.

Использовать отвлекающие моменты при расставании, плаче.

Использовать игрушки забавы (музыкальные, светящиеся и т. д.).

При укладывании спать использовать телесный контакт (поглаживание, похлопывание, петь колыбельные или прослушивать фонограмму, разрешать брать с собой в кровать любимую игрушку.

Использовать элементы телесной терапии (обнимание и поглаживание ребенка, игры с прикосновением).

Игры, направленные на освоение окружающей среды и знакомство с персоналом детского сада и сверстниками.

Использование игр на сближение детей друг с другом.

Практическое задание:

- Сейчас вам необходимо разделится на 2 подгруппы.

Задание педагогам (работа по подгруппам). Работа воспитателей по созданию эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Приемы, позволяющие затормаживать

отрицательные эмоции детей Приемы «одомашнивания»

группы

1. Игры с песком и водой (дать детям небьющиеся сосуды разного объема, ложки, воронки, сита, пусть малыш переливает воду из одной емкости в другую или вылавливает сачком шарики, рыбок);

2. Монотонные движения руками (нанизывания колец пирамидки или шариков с отверстием на шнур);

3. Сжимание кистей рук (дайте малышу резиновую игрушку – пищалку, пусть он сжимает и разжимает кисть руки и слушает, как пищит игрушка);

4. Рисование фломастерами, маркерами, красками;

5. Слушание негромкой, спокойной музыки

(«Утро» Грига, «Король гномов» Шуберта, «Мелодия» Глюка); - введение элементов семейного быта в практику работы групп раннего возраста (любимые игрушки ребенка, принесенные из дома, альбом с фотографиями детей группы и их родителей);

- наличие в группе мягкой мебели: кресло, диванчик; места, где ребенок может побыть один, поиграть с любимой игрушкой, посмотреть книжку или просто отдохнуть.

- эмоциональность и искренность, доброта и отзывчивость, веселое настроение и умение

создать его у других, способность увлеченно играть и придумывать истории, негромкая речь и мягкие, ласковые движения.

Чтобы снизить напряжение необходимо переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. Это, в первую очередь, игра. Ребёнок, оказавшись в новой обстановке испытывает волнение, тревогу, страх. Детям кажется, что его мама ушла и это навсегда, так как дети живут сегодняшним моментом. Для того, чтобы снизить эмоциональное напряжение, необходимо переключить внимание ребёнка на деятельность, которая приносит ему удовольствие, то есть на игру.

Задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального доверия к воспитателю, установление эмоционального контакта. Ребёнок в воспитателе должен увидеть готового прийти на помощь человека, ласкового и заботливого (как мама).Эмоциональное общение во время игр происходит через проигрывание совместных действий, сопровождаемых улыбкой, направленные на установление тактильного контакта, снятию эмоционального напряжения.

Создание положительного эмоционального настроения в группе в адаптационный период является важным компонентом воспитания и развития личности ребенка. Поэтому главной задачей перед педагогами, воспитывающими ребенка, становится обеспечение состояния эмоционального благополучия.

А создать положительный эмоциональный настрой можно с помощью игр (Приложение 1). БУКЛЕТЫ!

Работа с детьми очень ответственна, а при наборе группы она требует от педагогов ещё большей собранности, согласованности действий, организованности, пунктуального соблюдения режима, умения, заниматься с одним ребенком, видеть всю группу. Воспитатель должен проявлять терпение, чуткость и осторожность в обращении с детьми, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности, уметь правильно определить подход к каждому вновь поступившему ребенку в зависимости от характера его адаптации.

От того, насколько правильный подход к ребенку найдет воспитатель, сможет ли он понять его желания, интересы, учесть его потребности, организовать жизнь ребенка в течении дня в новых для него условиях, зависит течение и длительность адаптации.

2.5. Упражнение «Интересные факты об адаптации». Педагогам предлагается прочитать для всех участников информационные листы и высказать свое отношение к данному факту.

Ребенок, который открыто протестует против детского сада, чаще всего довольно хорошо адаптируется, если родители не ругают его, не стыдят, а выражают сочувствие, оставаясь уверенными в том, что садик – хороший выбор для их ребенка.

Тяжело привыкают к детскому саду единственные в семье и поздние дети, чрезмерно опекаемые, дети, у которых сильно развита эмоциональная связь с матерью, привыкшие к исключительному вниманию.

Замечено, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится нелегко. Они медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, поесть, выполнить задание. Их часто подстегивают, подгоняют, не давая возможности побыть самим собой.

Чаще всего болеют дети, которые не очень сильно капризничают и плачут, не выражая явно, словами и слезами, нежелание идти в садик. Это «послушные дети», они хотят, чтобы мамы и папы были довольны их самостоятельностью, и стараются их не расстраивать. Но если адаптация для такого ребенка происходить сложно, организм дает эмоциям «передышку»: ребенок болеет, остается дома.

Дома – «хороший», в садике – «ужасный». Такое вполне может быть. Дело в том, что если родители очень много внимания уделяют правильному воспитанию, слишком контролируют ребенка, оберегают от неверных решений, то ребенок, оставшись в садике родителей, просто теряется. Он как бы остается без своей совести, как говорит пословица – «без царя в голове». Ведь его способность к самоконтролю еще не развилась, а дома его совестью и контролем были мама и папа.

Причина постоянных простуд и хронических ОРВИ чаще всего не медицинская, а психологическая. Одним из известных механизмов психологической защиты так и называется – бегство в болезнь. Ребенок не простужается нарочно. Это стремление он испытывает неявно, неосознанно. Организм подчиняется этой скрытой тенденции: начинает демонстрировать ослабленность, отказывается противостоять простуде.

Осложняющим фактором адаптации будут и конфликты в семье, необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, поэтому не могут быть принятыми в группе.

Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко - у них нет сформированной привязанности к матери. Психологи указывают на следующий парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение (например, до 1 года, тем более он будет коллективистки настроен в дальнейшем. Первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы - в дальнейшем такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания.

Мальчики более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.

Тем малышам, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками, легче адаптироваться в детском учреждении, они быстрее откликаются на предложение воспитательницы поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. Для них это является привычным занятием. Такие дети в случае затруднения упорно ищут выход из ситуации, при этом, не стесняясь, обращаются за помощью к взрослому.

2.6. Ожидания родителей от детского сада.

Ребенок – величайшая ценность для родителей. Решение отдать его в детский сад «в чужие руки» может спровоцировать у них тревожность, беспокойство: там его обидят, не накормят, не переоденут и т. п.

Дети в 1,5-2 года не могут рассказать об испытываемом ими дискомфорте, поэтому передают информацию через плач, тревожное ожидание мамы. Появление нехарактерных для ребенка невротических симптомов тревожит и пугает родителей.

Повышенной тревожности, страхам, недоверию, фантазиям родителей способствует и закрытость дошкольных учреждений. Зачастую родители «сдают» ребенка в детский сад… как в камеру хранения, не зная, что происходит с ним в течение дня. Истерики ребенка усиливают нервное состояние родителей. Даже оставаясь внешне спокойными, они выдают собственное беспокойство: тревожный взгляд, разговор на повышенных тонах в семье, напряженный голос, влажная от волнения рука – масса мелочей, которые родители не осознают, но которые моментально считывает подсознание ребенка. Напряженное, тревожное состояние взрослых усиливает эмоциональное напряжение ребенка в детском саду. Передача чувств происходит моментально: ребенок улавливает стойкое отвержение детского сада родителями и тоже начинает испытывать страх и тревогу.

У родителей, плохо знающих специфику работы воспитателя, его личностные качества, особенности общения детей в группе, возникает предвзятое, негативное отношение, недоверие к сотрудникам детского сада: за ребенком не следят, воспитатели ничего не делают, дети предоставлены сами себе и т. п. А недоверие усиливает чувство тревоги, ожидание неприятностей. Если мама, придя за ребенком, увидит у него синяк, царапину, порванную одежду и т. п., то стойкое негативное отношение к детскому саду обеспечено.

В результате родители часто выбирают деструктивную стратегию адаптации: игнорирование работников детского сада, демонстрацию агрессии, конфликтное поведение. Ребенок, чувствуя состояние родителей, начинает бессознательно подыгрывать им. Таким образом, адаптация ребенка и семьи затягивается на долгие годы. Негативный опыт адаптации к ДОУ может отразиться на адаптации к школе, а возможно скажется и в более поздние возрастные периоды.

СЛАЙД 7

2.7. Взаимодействие педагогов и родителей по успешной адаптации (ребенка, родителя). Работу с семьями будущих воспитанников детского сада можно разделить на два этапа. На подготовительном, до адаптационном этапе педагоги обеспечивают условия для оптимизации периода социальной адаптации ребёнка раннего возраста. Это могут быть следующие мероприятия: первая информационная встреча с родителями, анкетирование, день открытых дверей, экскурсия по детскому саду, посещение прогулки, информационная поддержка родителя (буклет о детском саде, с рекомендациями по успешной адаптации и пр., посещение ребенка группы кратковременного пребывания, посещение ребенком вместе с мамой центра игровой поддержки.

На основном этапе, задача которого – оказать поддержку детям, родителям, используются такие формы работы, как:

Родительские собрания;

Беседы, консультации

Анкетирование;

Совместное творчество родителей, детей.

Фотогазеты;

Наглядные формы педагогической пропаганды (тематические выставки, папки-передвижки, буклеты).

3. Рефлексия.

Предлагается обсудить полученный материал в форме игры «Сегодня я узнал….». Игра проводиться между всеми участниками семинара по очереди.

Список использованной литературы.

1. Адаптация детей раннего возраста к условиям вДОУ: Практическое пособие /Авт. -сост. Белкина Л. В. - Воронеж «Учитель», 2004.-236 с.

2. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: практическое пособие. Воронеж: Учитель, 2006. 236 с.

3. Блинова М. Л. Установление партнерских отношений между родителями и воспитателями детского сада. URL: http://nsportal.ru/detskiysad/raznoe/2014/02/19/ustanovlenie-partnerskikh-tnosheniy-mezhdu-roditelyami-i-1 (дата обращения 13.09.2022).

4. Васильева Е. А. Работа с родителями в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению. URL: https://infourok.ru/material.html?mid=180693 (дата обращения 13.09.2022).

5. Вершинина Л. В. Особенности адаптации детей раннего возраста к ДОУ // Детский сад от А до Я. 2009. № 2. С. 31-35.

6. Ларечина Е. В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка. Методическое пособие. СПб. : Речь, 2004. - 160 с. 3. Сотникова В. М., Ильина Т. Е. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ. М. : ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2006. - 80 с.

7. Реан А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2006. 479 с.

Публикации по теме:

Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптацииПсихологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации (опыт работы) Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических.

«Сенсорный зонтик» для детей раннего возраста в период адаптации«Сенсорный зонтик» для детей раннего возраста в период адаптации Для изготовления игрового оборудования понадобился зонт, атласные ленты, клей, крюк для подвешивания зонта под потолок. Результат перед.

Игра для адаптации в ДОУ для детей раннего возраста Игра " В нашей группе Ягодки" для детей раннего возраста. ЦЕЛЬ: Помочь малышам адаптироваться к детскому саду. ЗАДАЧИ: Создать в группе.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Влияние педагога на течение адаптации детей раннего возраста
Опубликовано: 10 марта 2025 в 21:03
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние педагога на течение адаптации детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Босых Александра (УИ 3527528) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 марта 2025 среда
Вкусный праздник ананаса!
13 марта 2025 четверг
Соленый праздник для детей!
Читаем стихи Сергея Михалкова!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД