Анна Александровна Калёнова
Рекомендации для воспитателей «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»
▼ Скачать + Заказать документы
У большинства ребят дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений пальцев рук и кистей. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Всё это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по развитию и коррекции тонких координационных движений рук и ручной ловкости для данной категории детей.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- ОНР, нарушение речи
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Формирование двигательных функций происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром, через научение в процессе его общения с взрослыми. Двигательная активность ребёнка, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук, оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребёнка, на развитие у него сенсорной моторной сторон речи.
Словесное сопровождение со стороны взрослого предметных действий ребёнка с называнием предметов, их свойств, обозначением и назначением в пространстве, последовательности в характере выполняемых действий способствует освоению родного языка и развитию собственной речи ребёнка. Действия с предметами, кроме того, в отличие от обычных гимнастических упражнений принимаются и осознаются детьми благодаря их наглядности и практической направленности как им необходимые. У детей повышается мотивация к данным занятиям, проявляется при выполнении заданий осмысленность.
Для развития мелкой моторики рук можно использовать различный спортивный инвентарь и мелкие предметы : мячи, скакалки, мячи, утяжелённые мешочки, гимнастические палки, кольца, палочки, флажки.
Знакомство ребят с новыми упражнениями осуществляется на физкультурных занятиях. Дальнейшее формирование тонких движений рук, совершенствование двигательных навыков осуществляется во время прогулок, гимнастики и физкультурных минуток.
Значительное место в работе с дошкольниками по развитию мелкой моторики рук отводится упражнениям с малыми мячами: разными по фактуре, структуре, размеру, материалу, расцветке и функциональному назначению. Такое многообразие малых мячей, во-первых, позволяет учитывать возрастные, индивидуальные и физические особенности ребёнка; во-вторых, через мышечное чувство, тактильную и зрительную чувствительность в процессе действий ребёнок учится сравнивать предметы; в-третьих, ребята знакомятся с названиями конкретных действий, различных свойств и признаков предметов, а позднее могут самостоятельно дать полное описание разных мячей и выполняемых с ними действий.
На первоначальном этапе вместо мяча можно использовать утяжелённый мешочек, заполненный сыпучим материалом. Мешочек наполняется не слишком плотно и он не должен быть тугим. Мешочек удобнее, чем мяч, ловить одной рукой, при падении на пол он не укатывается, ребёнок чувствует его в руке лучше.
Навыки, сформированные в упражнениях с утяжелёнными мешочками, переносятся потом на аналогичные упражнения с другими предметами: матерчатыми, а затем резиновыми мячами, кольцами и так далее. Матерчатый мяч изготавливается из любой ветоши, плотно скатанной и шар, который потом обшивается тканью. Кольца изготавливаются диаметром 20-25 см, толщиной 0,5-1 см. Они могут быть пластмассовые или деревянные. Можно изготовить даже из толстого картона или фанеры, обмотав их каким-либо ленточным материалом.
Использование упражнений с разными мелкими предметами позволяет ребёнку с речевой патологией достигать заметных результатов в развитии двигательной сферы и стимулирует его речевую функцию.