Обухов Сергей Александрович
Консультация по физической культуре «Движение — потребность для детей с ограниченными возможностями здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
«Движение – это жизненно необходимая
потребность для разных категорий детей
с ограниченными возможностями здоровья»
С. А. Обухов,
учитель физической культуры
2017 г.
В своём историческом развитии организм человека формировался в условиях высокой двигательной активности. Движение – основное средство организации жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. Только через движения мы их многому можем научить! Гигиенисты и врачи утверждают, что без движений ребёнок не может вырасти здоровым, ну а родившийся больной ребёнок без движений просто не сможет жить.
Публикация «Консультация по физической культуре „Движение — потребность для детей с ограниченными возможностями здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Для обучающихся нашей школы подобран надёжный ключ к правильной организации жизни детей, к формированию его здоровья, умственной активности, умению действовать «рядом» и «вместе» с другими. Этот ключ – движение! Движение – это жизненно необходимая потребность человека. А для детей с ограниченными возможностями здоровья движение необходимо вдвойне. Движение – это эффективное лечебное средство. Представления о мире, его вещах и явлениях к ребёнку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещения в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, интенсивнее интеллектуальное развитие. Это очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Движение – важное средство воспитания. Двигаясь, ребёнок познаёт окружа-ющий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нём. Движение – это истоки смелости, выносливости, решительности, проявления важных человеческих качеств – что так немаловажно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Детей в нашей школе учат трудиться. А разве может быть труд – основа жизни – без точных, развитых движений?
Игры с движениями дают детям яркие мгновения чудесного человеческого об-щения, прекрасное средство развития. Каждая игра развивает целый спектр разнооб-разных способностей. Подвижные игры позволяют совершенствовать естественные движения (ходьбу, бег, прыжки, элементарные игровые умения (ловля мяча, передача предметов). Правильно подобранные игры способствуют развитию внимательности, ловкости, сообразительности, быстроты, выносливости, а коллективные игры – воспитанию дружбы и товарищества. Практика показывает, что правильная последо-вательность двигательных действий на занятиях физическими упражнениями создаёт благоприятный режим мышечной деятельности, повышает работоспособность. На уроках применяем следующие средства танцевально-игровой гимнастики: игрогимна-стика (строевые, общеразвивающие упражнения); музыкально-подвижные игры малой интенсивности, игротанцы (танцевальные шаги).
Огромную важность приобретают вопросы развития мелкой моторики. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что движения с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживая мозговые системы в нужном состоянии. Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравли-вающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. на кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы. Работы физиолога В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятель-ности и развитие речи. Исследования многих российских физиологов также подтвер-ждают связь развития рук с развитием мозга.
Знание учителем особенностей двигательной активности детей с ограниченны-ми возможностями здоровья помогает в рациональном построении двигательного ре-жима в школе. Программой физического воспитания в школе для таких детей выде-лено два основных компонента двигательного режима: организованная и самостоя-тельная двигательная активность. Самостоятельная деятельность составляет наибольшее время в режиме дня таких детей. Замечено, что при правильной органи-зации самостоятельной деятельности значительно облегчает привыкание детей в школе. Дети охотно идут на урок, меньше капризничают, если учитель концентрирует их внимание на активных движениях и играх. Как обогатить игру ребёнку разнооб-разными движениями? Прежде всего, необходимо выделить достаточную площадь для игр и обеспечить детей разнордным игровым материалом. Значительно разнооб-разит движения в играх использование физкультурных пособий. Наиболее доступные из них для таких детей : мяч, обруч, скакалка.
Из скакалки можно соорудить «дом» (круг на полу, использовать её в качестве микрофона, построить дорожку для ходьбы. Постепенно таким же образом вносят в игры детей и более сложные физкультурные пособия : скамейки, лестницы, ящики, кубы. Разнообразие пособий вызывает у ребёнка интерес к движениям, развивает творческие способности.
Движение – это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, кото-рые связаны с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системами. Пять основных жизненно важных движений, каждое из которых имеет своё назначение:
• бег и ходьба – для перемещения в пространстве;
• прыжки и лазанье – для преодоления препятствий;
• метание – для защиты от нападения.
Миллионы лет эти движения являлись главнейшим условием существования человека – выживал тот, кто лучше других владел ими. Учёные установили, что вы-сокая потребность в движении генетически заложена в человеческом организме. Де-тям свойственна частая смена движений и поз, благодаря чему происходит поочерёд-ное напряжение и отдых различных групп мышц, поэтому дети мало устают. Учитывая эту особенность, следует обеспечить разнообразную деятельность детей, создавать условия для разных движений. На повышение двигательной активности оказывают влияние достаточная площадь, правильное размещение оборудования, новизна игровых и физкультурных пособий. Во многом подвижность детей зависит от двига-тельных умений, эмоционального состояния.
В двигательной активности дети имеют значительные различия: дети средней подвижности – дети, которые отличаются наиболее ровным и спокойным поведением, равномерной подвижностью. Дети большей подвижности всегда особо заметны и их в нашей школе обучается большинство. Эти дети отличаются неуравновешенным пове-дением, чаще других попадают в конфликтные ситуации. Из всех видов движений они выбирают бег, прыжки, избегают движений, требующих точности, сдержанности. Основное внимание в развитии двигательной активности детей с большей подвижно-стью следует уделять воспитанию целенаправленности, управляемости движениями, совершенствованию умения заниматься более или менее спокойными видами дея-тельности. К таким детям особое внимание, много работы с ними, терпения, выдержки. И приятно конечно, что есть результат!
Дети малой подвижности часто вялы, пассивны, быстро устают, они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать. Такие дети в нашей школе тое есть, это в основном дети-инвалиды, к ним особое внимание, индивидуальный подход.
Через игры воспитываются интерес к движениям, потребность в подвижных видах деятельности. особое внимание уделяется развитию двигательных умений и навыков. Малоподвижность следует рассматривать как серьёзный недостаток поведе-ния ребёнка. Применение игровой деятельности, в силу присущих ей особенностей, является способом комплексного совершенствования двигательной деятельности. Подвижная игра выступает как комплексное упражнение, заставляющее, к тому же, активно работать мысль ребёнка. Хорошо освоенные движения являются предпосыл-ками для развития координационных способностей. Разнообразные подвижные игры на быстроту и точность выполнения действий, равновесие и координацию создают хорошую основу для развития специальной ловкости.
В процессе игр совершенствуются и функции различных анализаторов, от ко-торых зависит правильное, точное и своевременное (а следовательно, и ловкое) вы-полнение движений. Для развития выносливости применяем на уроках также игры, игровые задания, коррекционные, общеукрепляющие, физические упражнения, свя-занные с большой затратой сил и энергией, с частыми повторами двигательных опе-раций (предварительно получив знания о физическом развитии и подготовленности психофизических и интеллектуальных возможностей детей с ОВЗ). Основное внима-ние обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования личности: внимание, восприятие, воображение, раз-личные виды памяти, мышление, на формирование у обучающихся необходимых знаний. умений и навыков по здоровому образу жизни, научить использовать знания в повседневной жизни.