Татьяна Павловна Белоусова
Рекомендации для родителей по проведению развивающих игр, упражнений летом
▼ Скачать + Заказать документы
Проводя итоговое родительское собрание в мае, раздаю родителям такие памятки. Прошу иногда играть со своими детьми в развивающие игры. Игры и упражнения поделила на группы, чтобы родителям было понятнее, чем они занимаются с ребенком и для чего.
Игры на развитие памяти, внимания.
1. Разложить перед ребенком 5-6 игрушек (картинок). Ребенок закрывает глаза. Взрослый убирает 1-2 игрушки. Ребенок открывает глаза и говорит, чего не хватает.
Публикация «Рекомендации для родителей по проведению развивающих игр, упражнений летом» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры летом. Консультации
- Консультации для родителей
- Лето
- Лето. Летние консультации для родителей
- Темочки
2. Разложить перед ребенком 5-6 игрушек (картинок). Ребенок закрывает глаза. Взрослый меняет местами 2 игрушки. Ребенок открывает глаза и говорит,что изменилось.
3. Заучивать стихи, пословицы, скороговорки – каждый день по 1-2 строчки. Каждый день проговаривать то, что было выучено раньше, чтобы не забывалось ранее выученное.
4. При рассматривании любой картинки (в книжке например) поиграть в игру «Кто больше назовет предметов?» - перечислять по очереди с ребенком все, что нарисовано на картинке. Потом можно книжку закрыть и попросить ребенка перечислить все, что он помнит.
5. Игра с мячом «Съедобное или несъедобное?» - развивается координация движений и внимательность.
6. Игра «Летает – не летает» - взрослый называет предметы (самолет, самовар, пчела, птица, картина, и т. д.) , а ребенок движениями показывает летает предмет или нет.
7. «Найди предмет» - в комнате спрятать что-то, ребенок ищет по вашим инструкциям типа: 2 шага вперед, повернись налево, 3 шага вправо, посмотри вверх и т. д.
8. С ребенком оговариваются условия: 1- присесть, 2- руки вверх, 3 – встать на одну ногу, 4 – лечь на пол и т. д. (сколько ребенок может запомнить). Затем взрослый называет числа вразброс, ребенок выполняет.
На развитие мышления.
1. Назови одним словом.
Перед ребенком выкладываются картинки: чайник, кастрюля, тарелка, стакан и т. д. Ребенок называет каждый предмет отдельно и потом называет общее для всех слово – посуда. Точно также проигрываются обобщающие понятия – овощи, фрукты, одежда, домашние животные, дикие животные, цветы, рыбы, птицы, насекомые, грибы, ягоды, инструменты, транспорт, школьные принадлежности и т. д.
2. Что лишнее?
Среди картинок одной темы кладется картинка другой темы. Ребенок должен ее убрать, обосновать свой выбор и назвать общим словом все другие.
* Эти две игры можно проводить и вербально (без картинок, на словах, если ребенок воспринимает речь и может представлять все, что ему говорят.
3. Загадывать ребенку всевозможные загадки, объясняя при этом отгадки.
На развитие воображения, восприятия.
1. Если ребенок уже знает геометрические фигуры : какие предметы вокруг нас по форме напоминают ту или иную геометрическую фигуру? Например: на прямоугольник похоже окно, стол, открытка; на круг похожа тарелка, солнышко, пуговица, на треугольник похожа елочка, и т. д.
2. Игра «Чудесный мешочек».
В мешочек, который не просвечивает кладут разные мелкие вещи (например: ластик, карандаш, пуп-сик, резиночка для волос, конфета и т. д.) . Ребенок не знает,что лежит в мешочке. Он должен не глядя, а только на ощупь определить, что за вещь он хочет достать, т. е. ребенок запускает в мешочек руку, говорит, что ему попалось и достает предмет. После того как предмет опознан и вынут из мешочка, про него надо рассказать: какой он? (например: конфета вкусная, сладкая, мягкая и т. д.) – необходимо сказать как можно больше прилагательных.
*Этой игрой развивается тактильное восприятие, воображение, речь, мелкая моторика.
3. Разрезать на несколько частей картинку или открытку, ребенок должен ее собрать. бывает такое непонятное для родителей явление: ребенок с легкостью собирает пазлы, а разрезанную на 4 части открытку собрать не может. Поэтому, ограничиваться пазлами не надо.
4. Перечислять по-очереди с ребенком все предметы, находящиеся в комнате красного (любого) цвета, или все предметы которые находятся справа, или все предметы, которые начинаются на звук К (или любой другой звук) и т. д.
Речь.
Прошу не забывать и выполнять хотя бы 1 раз в день артикуляционные упражнения. Мышцы артикуляционного аппарата нельзя оставлять без нагрузки. Тонус теряется очень быстро.
Упражнения для губ.
1. «Хоботок»- губы вытягиваются вперед.
2. «Улыбка»- губы расплываются в широкой улыбке.
3. Чередование «хоботок» - «улыбка»-«хоботок»-«улыбка».
4. Нижней губой обхватить верхнюю.
5. Верхней губой обхватить нижнюю.
6. Чередование этих движений.
7. «Кролик» - приподнять верхнюю губу, обнажив при этом зубы, удержать под счет 1-5.
8. «Колечко» - округленные губы вытянуть вперед и удержать под счет 1-5.
Упражнения для языка.
1. «Лопатка» - широкий язык положить на нижнюю губу, удерживать под счет 1-5.
2. «Иголочка»- тоненький язычок высовывать и прятать, под счет 1-5.
3. Чередование «иголочка»-«лопатка»-«иголочка» -«лопатка».
4. «Часики» -высунуть язычок изо рта и двигать им вправо- влево (как часы-ходики).
5. «Маляры»- высунуть язык изо рта и двигать им вверх-вниз (как кисть маляра).
6. «Грибок» - язык внутри рта, рот широко открыт, язык поднимается к верхнему небу (как грибок к солнышку) удерживается под счет 1-5.
7. «Конфетка» - рот закрыт, язык двигается внутри, упирается поочередно то в левую, то в правую щеки (как конфетка).
8. «Чистим зубы» - рот открыт, язык двигается по верхним и нижним зубам (как зубная щетка).
9. «Вкусное варенье» - язык двигается по верхней и нижней губе то в одну, то в другую сторону (как будто облизывает варенье).
Советы:
1. Все упражнения выполнять перед зеркалом 2 раза в день, по 5-6 раз каждое упражнение.
2. Оречевлять любую совместную деятельность ребенка (проговаривать все, что он делает; проговаривать все, что вы делаете вместе).
3. Поощрять речевую инициативу ребенка, выслушивать его, если он что-то говорит, не перебивать.
4. Просить,чтобы ребенок пересказывал все, что угодно (о том, что было в мультике, что он видел на улице и т. д.)
Упражнения для развития мелкой моторики ребенка.
1. Лепить из пластилина все,что угодно + буквы, цифры (если ребенок их уже начал изучать)
2. Массаж пальчиков и ладошек ребенка. 3. Рисовать, раскрашивать, обводить что-нибудь. Рисовать не фломастерами, а карандашами.
4. Нанизывать на ниточку, проволоку бусинки, бисер, плести фенечки и т. д.
5. Помогать маме, бабушке перебирать пшено, вдевать нитку в иголку и т. д. (развивается точность мелких движений).
6. Писать на ладошке ребенка буквы, цифры, рисовать круги, треугольники, квадраты. Ребенок должен отгадать, что написано, нарисовано. (Тоже самое можно делать на спине ребенка – будет развиваться пространственное восприятие).
7. В тетради в клеточку печатать узоры, бордюры, буквы и т. д.
8. Игра на детском пианино.
9. Стирать мелкие вещи (для куклы, выворачивать их наизнанку, гладить их детским утюжком.
10. Играть пальчиками (коза, кулачок- ладошка, замочек, пальчики здороваются, снимать колечки, пальчики крест-накрест, ладушки и т. д.).
11. Давать ребенку как можно больше самостоятельности во всем, что касается работы рук (завязывание шнурков, застегивание пуговиц, умывание, одевание и т. д.).
12. Собирать мозаику, играть в кубики, конструктор «Лего», собирать из счетных палочек (спичек) по образцу домики, фигуры и т. д.
Все эти несложные игры и упражнения помогут вашему ребенку, ведь известно, что от развития мелкой моторики зависит уровень развития речи и психических процессов.