Любовь Чернораева
Рекомендации по проведению игр-занятий по грамматике
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что игра ведущий вид деятельности и как форма способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта, у ребенка, взявшего на себя в игре определенную роль, процесс запоминания протекает быстрее и легче. Она является определяющим фактором в развитии личности, в том числе и влияет на один из важнейших познавательных процессов человека - речь. Игра невозможна без речевого общения. Хорошо развитая речь является необходимым условием успешного обучения в школе. Обладая развитой связной речью, дети могут давать развёрнутые ответы на вопросы, аргументировано и логично излагать свои суждения. игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самодеятельности в области языка, они должны быть, в первую очередь, использованы в интересах развития речи детей.
Публикация «Рекомендации по проведению игр-занятий по грамматике» размещена в разделах
Коррекционная работа становится более эффективной при применении различных игр и упражнений с привлечением различного наглядного материала: предметов, игрушек картинок и специально изготовленных пособий. При опоре на зрительный образ дети быстрее усваивают материал. Чтобы вызвать у детей интерес к обучению, использую различные пособия, настольно – печатные игры, игровые упражнения с использованием различных игрушек, игровые упражнения с использованием элементов речедвигательной ритмики, игровые упражнения с использованием музыкального сопровождения.
Работа строится с учетом принципа индивидуально-дифференцированного подхода к детям, начального уровня их речевого развития и динамики усвоения предлагаемого материала.
Эффективность формирования грамматических навыков зависит от следующих условий:
- систематического проведения :
- размещения игр и упражнений в порядке возрастающей сложности;
- подчиненности заданий выбранной теме;
- вариативности упражнений.
Игры и игровые упражнения с использованием картинок - помощников.
«Покажите ребёнку картинку, и он заговорит» - говорил К. Д. Ушинский. Картинки-помощники незаменимые спутники в работе воспитателя группы компенсирующей направленности на любом этапе. С картинками ребёнку становиться интересней и увлекательней, помогают скрасить однотипность упражнений применяемых в компенсирующей группе. Игра строится так, чтобы как можно больше слов проговорили дети. задача воспитателя превратить волшебную картинку в увлекательную историю или рассказ, чтобы ребёнок захотел поиграть и в процессе игры решаются поставленные коррекционные задачи. поэтому игры подбираются те, которые носят комплексный характер и в процессе коррекции происходит:
- укрепляется психологическая база речи: память, восприятие, мышление, внимание;
- знакомство со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями;
- согласование прилагательных с существительными разных родов;
- правильное употребление местоимений «он, она, они»;
- образование формы родительного падежа у существительных разных родов и чисел;
- у детей закрепляется навыки правильного согласования притяжательных местоимений «мой, моя, моё» с существительными разных родов единственного числа и существительными множественного числа; навык сравнения предметов по величине, форме, цвету и другим признакам.
- расширяется и обогащается словарный запас.
Использование такого подхода в работе с детьми логопатами позволяет автоматизировать звуки, многократно повторить и запомнить большое количество речевого материала, компенсировать недостатки смысловой стороны речи.
Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием являются важным средством стимулирования языковых игр детей, их поисковой активности в сфере грамматики. Но такие игры с узко дидактическим содержанием не могут выполнять роль основной формы обучения с целью развития грамматического строя языка дошкольника. На начальных этапах ведущее значение имеют совместные со взрослым сюжетно-отобразительные игры детей, подвижные, музыкальные, игры-драматизации (импровизации, инсценировки. Кукольный театр, элементы игры при рассматривании картин, при рисовании, лепке, аппликации – такие виды игровой активности, которые имеют широкий общеразвивающий эффект, возбуждают в детях положительные эмоции. Стимулируют игровую и речевую активность и тем самым создают условия языковых игр.
Заниматься грамматикой следует непродолжительное время, так как материал этот сложен. Все дети разные: один может долго и с удовольствием сидеть с книгой и рассматривать картинки, а другой, наоборот, не может находится в покое ни минуты, поэтому нельзя точно сказать, сколько времени нужно потратить на занятии- - оно индивидуально на каждого ребенка и зависит от степени утомляемости малыша. Ориентировочная продолжительность занятия – от 8 до 25 минут.
Обстановка во время игры-занятия должна быть живой, непринужденной. Занимаясь с ребенком, делайте перерывы, как только заметите что он утомился. Помните, что занятия, пусть даже игровые, для ребенка нелегкий труд.
Если ребенок с легкостью выполняет предложенные ему задание, переходите к следующему. Если ребенок по какой-либо причине не может выполнить простое задание, то переходить к более сложным нет смысла. В том случае, когда грамматическое упражнение не получается, отложите его на время и вернитесь к заданию в другой раз. Не пытайтесь сразу же добиться результата, если видите, что малыш устал и утратил интерес к игре, ведь ребенок дошкольного возраста запоминает лишь тогда, когда ему интересно. Ни в коем случае не подменяйте на простое заучивание с ребенком грамматических форм слов – это не принесет нужного результата, а лишь отобьет желание ребенка работать с книгой.
Если вдруг получится так, что какая- либо игра с ребенком уже проводилась и он утратил к ней интерес, но при этом уже еще не полностью усвоил материал, то при повторном проведении игры предложите ребенку роль не ученика, а учителя. Пусть он научит своего плюшевого мишку или любимую куклу правильно говорить. И самое главное – как можно чаще хвалить малыша, даже за небольшие успехи.
Так как ведущим видом деятельности ребёнка является игра, поэтому её следует использовать как один из основных приёмов в данном разделе работы. Благодаря игре, её динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей, предоставляется возможность много раз упражняться в повторении нужных грамматических категорий. Таким образом, грамматические категории можно отрабатывать, используя различные виды игр:
настольно-печатные;
дидактические;
подвижные игры;
сюжетно – ролевые;
компьютерные игры.
Существуют настольно-печатные игры, способствующих формированию грамматических категорий :
«Один - много» – закрепление формы множественного числа имён существительных;
«Что без чего?» (– формирование навыка образования существительных родительного падежа;
«Скажи какой, какая, какое?» – формирование навыка словообразования ( относительных прилагательных: сок из яблок - яблочный);
«Весёлый счёт» – закрепление умения согласования числительных с существительными;
«Назови ласково» – формирование навыка образования уменьшительно-ласкательных существительных.
На одной настольно-печатной игре можно отработать несколько задач по формированию грамматического строя речи.
Рассмотрим, всем известную настольно-печатную игру «Лото»
На материале данной игры можно отрабатывать:
- согласование существительных с местоимениями, сприлагательными, с числительными: Чья белка? Чей крот? Какая белка?
- падежные формы имён существительных.
У кого пушистый хвост? У кого длинные уши? (Р. п.)
Кем была белка? Кем был медведь? (Т. п.)
Кому дадим орехи? Кому дадим мёд? (Д. п.)
О ком скажем: рыжая? О ком скажем колючий? (П. п.);
- образование уменьшительно- ласкательные существительные белка-белочка, заяц-зайчик.
- образование прилагательных от существительных: чьи у белки лапы? – беличьи, чей у медведя хвост? – медвежий, чьи у льва уши? - львиные.
Следующий вид игр – это словесныедидактические игры. Это самые известные и широко применяемые игры, например: «Жадина», «Кому что нужно», «Волшебные очки», «Один-много», «Хвастунишки», «Чего много?» и т. д. На самом деле почти каждую настольно-печатную игру можно использовать, как словесно-дидактическую.
Предлагаем еще один вид игр – подвижные игры. Подвижные игры освобождают детей от утомительной неестественной неподвижности на занятиях, помогают разнообразить виды деятельности, развивают общую и мелкую моторику, нормализуют эмоционально-волевую сферу. И, конечно, побуждают детей к общению. Этим можно воспользоваться, работая над формированием грамматического строя речи. Подвижные игры многообразны: игры с предметами, хороводные, игры на координацию движений и речи, игры с правилами, сюжетные, бессюжетные, игры соревновательного характера, игры-аттракционы.
Игры с мячом:
«Лови и бросай, и цвета называй»(согласование существительных с прилагательными).
Ход игры. Педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
Примеры:
красный – мак, огонь, флаг;
оранжевый – апельсин, мяч;
желтый – цыплёнок, одуванчик.
«Чья голова?» (образование притяжательных прилагательных от существительных).
Ход игры. Педагог, бросая мяч кому-либо из детей, говорит: «У коровы
голова …», а ребёнок, бросая мяч обратно педагогу, заканчивает: «… коровья».
Примеры:
у кошки голова – кошачья;
у зайца голова – заячья;
у лошади голова – лошадиная;
у медведя голова – медвежья;
у собаки голова – собачья.
«Кто кем был?» (закрепление падежных окончаний)
Мы конечно, не забыли,
Кем ещё вчера мы были.
Ход игры. Педагог, бросая мяч кому-либо из педагогов, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
цыплёнок – яйцом;
лошадь – жеребёнком;
корова – дуб – жёлудем;
рыба – икринкой.
«Кто кем будет?» (закрепление падежных окончаний)
яйцо – цыплёнком, змеёй, крокодилом, черепахой;
мальчик – мужчиной;
гусеница – бабочкой;
головастик – лягушкой.
Очень хочется отметить и сюжетно-ролевые игры, так любимы нашими детьми. Сюжетно-ролевых игр существует великое множество. Это «Семья», «Почта», «Больница», «Парикмахерская» и многие другие. В ходе сюжетно-ролевых игр, также можно отрабатывать все грамматические категории.
Таким образам, использование игровых приёмов, способствует более глубокому и осознанному усвоению детьми грамматической стороны речи. В играх дети более осмысленно подходят к заданиям, с большим интересом относятся к игровым действиям, легче выявляют языковые закономерности и вводят их в свою речь.