Ольга Белова
Проект «Фиксики» по познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников (часть 2)
▼ Скачать + Заказать документы
Следствием является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы воспитателей групп старшего возраста. Эта работа остается несистематичной. Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пересекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Публикация «Проект „Фиксики“ по познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников (часть 2)» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
Таким образом, возникла необходимость в разработке проекта : «Фиксики».
Формы работы:
Проект предполагает реализовать план работы с детьми посредством разнообразных форм, обеспечивающих гибкое сочетание фронтальных групповых и индивидуальных видов деятельности. В рамках проекта предусмотрено еженедельное проведение одного занятия по экспериментированию в блоке совместной деятельности. Эти занятия будут проводиться как в групповой комнате, в специально оборудованном уголке экспериментирования, так и на территории ДОУ. Закрепление полученных знаний, формирование умение и навыков будет осуществляться опять же в блоке совместной деятельности в рамках экспериментального - "Времени Фиксиков".
План мероприятий по реализации проекта :
Мероприятия Срок Ответственный
I этап.
Подготовительный: Сентябрь- октябрь 2014 г.
Изучить и проанализировать методическую литературу по теме Сентябрь- октябрь 2014 г.
Белова О. В., Дякун Г. Я.
Составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта
Подбор серии экспериментов с объектами неживой природы
Подбор основного оборудования и материала для оснащения детской экспериментальной лаборатории
Анкетирование родителей.
II этап.
Практический: октябрь 2014 -май 2015г. г.
Оснащение уголка опытно-экспериментальной деятельности Октябрь 2014г. - март 2015г. Белова О. В., Дякун Г. Я., администрация ДОУ, родители, спонсоры
Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности Октябрь 2014г. -май 2015 г. Белова О. В., Дякун Г. Я.
Активное участие детей в экспериментах, опытах, исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций Октябрь 2014г. -май 2015 г. Белова О. В., Дякун Г. Я., родители
Знакомство со способами фиксации полученных в ходе эксперимента результатов. ноябрь 2014г. Белова О. В., Дякун Г. Я.
Оформление и подборка презентаций для детей. Январь -март 2015 Белова О. В., Дякун Г. Я.
Выставка литературы, дидактических пособий по данной теме. Январь 2015 Белова О. В., Дякун Г. Я.
Подготовка и реализация проектов Март-апрель 2015г. Дети, родители, воспитатели
III этап.
Заключительный май 2015 г.
Выявить уровень знаний старших дошкольников по поставленной проблеме Май 2015 г. Белова О. В., Дякун Г. Я.
Обобщить результаты деятельности по теме проекта
Определить эффективность проделанной работы
Определить наиболее эффективные пути дальнейшего развития проекта
Подготовить материал в рамках обмена опытом с педагогами.
Результативность проекта :
1. Развитие познавательных способностей.
2. Результативность проекта "Фиксики".
Планируем использовать в работе по проекту 3 существующие разновидности экспериментов:
1. Случайные наблюдения и эксперименты (не требуют специальной подготовки, проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное) ;
2. Плановые наблюдения и эксперименты (заранее запланированные) ;
3. Эксперименты как ответ на детские вопросы (проводится как ответ на вопрос ребенка). То, что детям не давались прямые ответы на вопросы, стимулировало их интеллектуальное развитие, пытливость ума и способности опытным путем находить ответ. Я старалась поддерживать интерес детей к экспериментированию, выделять последовательность действий отражать их в речи при ответе на вопросы типа:
Что мы делали? Что мы получили? Почему?
Фиксировать предположения детей (помогать схематически отразить ход и результаты) .
Планируемые результаты освоения воспитанниками проекта «Фиксики»
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как целевые ориентиры в ожидаемых достижениях выпускников.
Содержание проекта "Фиксики", формы и методы работы позволят, на наш взгляд, достичь следующих результатов:
Личностные результаты :
• овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
• формирование позитивных отношений дошкольника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура, ценностного отношения к социальной реальности в целом;
• формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности дошкольников.
Образовательные результаты:
• Социально-коммуникативное развитие:
• становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
• развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости;
• формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками
• формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие :
• развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
• формирование познавательных действий, становление сознания;
• развитие воображения и творческой активности;
• формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Перспективы проекта :
• Внедрить в работу ДОУ данный проект по опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
• Совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения;
• Пополнять предметно – развивающую среду;
• Систематизировать дидактический материал для проведения диагностических ситуаций.
Список литературы:
1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 159 с.
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О. В. Дыбина (отв. Ред.). М. :ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
3. Зубкова Н. М. Воз и маленькая тележка чудес: Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. – СПб: Речь, 2006 г.
4. Иванова И. А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - М. : ТЦ Сфера,2004. – 224 с.
5. Масленникова, О. М., Филиппенко, А. А. Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. – Волгоград : Учитель, 2010. – 232 с. : ил.
6. Николаева С. Н. Экологические программы // Журнал «Дошкольное воспитание» №7 – 2002
7. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М. : Владос, 2004
8. Рыжова Н. «О проекте экологического воспитания в Российской Федерации» // Дошкольное воспитание. 2001г. № 6
9. Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. /сост. О. А. Воронкевич. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-336 с.
10. Методическое пособие «Инновации в детском саду», Н. В. Микляева.
11. Методическое пособие «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.
12. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт. -сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.
13. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010. – 128 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ№
Примерный календарно-тематический план
экспериментальной деятельности в старшей группе
на 2014-2015 учебный год :
Сентябрь: Диагностика
Октябрь:
Прогулка «Отпечатки наших рук» (Свойства мокрого песка)
Прогулка «Солнечные зайчики»
Экспериментирование на прогулке «Где прячутся насекомые?»
Комплексное занятие «Какие разные листья!»
Ноябрь:
Экспериментирование «Магнит и его свойства»
Экспериментирование «Свойства бумаги»
Беседа «Свойства металла»
Комплексное занятие «Приключение Буратино» (дерево и его свойства)
Декабрь:
Проект «Волшебница - вода» :
Экспериментирование на улице «Вода при замерзании расширяется»
Комплексное занятие «Волшебница - вода»
Изготовление елочных украшений «Вода - растворитель»
Январь:
Открытое занятие «Невидимка воздух»
Экспериментирование «Воздух расширяется»
Прогулка «Движение воздуха»
Изготовление книжки-малышки «Свойства воздуха»
Февраль:
Проект «Почва подземная кладовая» :
Экспериментирование «Зависимость таяния снега от температуры»
Экспериментирование «В почве есть влага»
Комплексное занятие «Свойство камней»
Составление коллекции камней и полезных ископаемых
Март:
Прогулка «Защитные свойства снега»
Экспериментирование на улице «Следы на снегу»
Комплексное занятие «Ткань и её свойства»
Апрель:
Беседа «Основные системы нашего организма»
Рисование «Наш организм»
Комплексное занятие «Полезные и вредные продукты»
Спортивный досуг «Мы здоровью скажем – ДА»
Май:
Прогулка «Чем отличается солнечная сторона от теневой»
Экспериментирование «Определение сторон света»
Развлечение «Путешествие по материкам»
Диагностика
Примерный календарно-тематический план
работы с родителями
на 2014-2015 учебный год :
Сентябрь:
Анкетирование родителей
Ознакомление родителей с результатами мониторинга в рамках опытно-экспериментального проекта
Комплектование фонда справочных пособий и информационного материала для родителей в рамках проекта
Памятка для родителей по развитию любознательности
Родительское собрание «Как прекрасен этот мир, посмотри!»
Октябрь-ноябрь:
Подгрупповые тематические консультации:
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Мастер-класс «Экспериментальная деятельность в жизни дошкольника»
Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ
Декабрь:
Беседа дома с детьми: «Кто такие ученые? Что такое эксперимент?»
Памятка «Экспериментирование с водой»
Консультация «Экспериментируем вместе с папой»
Изготовить с детьми фильтр для воды из подручных материалов в домашних условиях и подготовить рассказ об его изготовлении и действии
Январь- Февраль:
Консультация «Коллекция в вашем доме»
Памятка «Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию»
Привлекать родителей к пополнению коллекции «Камней и полезных ископаемых»
Март- Апрель:
Консультация «Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
Привлекать родителей к пополнению коллекции «Разные ткани» Привлекать родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой и оборудованием
Май:
Привлекать родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой и оборудованием
Родительское собрание «Мы- юные экспериментаторы»