Нина Кудрявцева
Рекомендации «Влияние игр с элементами конструирования из бумаги на развитие мелкой моторике рук старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
В федеральных государственных требованиях в структуре основной программы дошкольного образования описаны интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения программы, среди них – овладения предпосылками учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию можно считать важнейшей задачей современной системы образования. Таким образом, данная концепция обеспечивает преемственность образования. Предпосылки учебной деятельности должны развиваться естественно и непринуждённо в рамках специфической деятельности дошкольников, в том числе труда, который пронизывает всю жизнь в детском саду.
Публикация «Рекомендации „Влияние игр с элементами конструирования из бумаги на развитие мелкой моторике рук старших дошкольников“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Поделки из бумаги
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Важное место в приобщении дошкольников к труду занимает досуг, который предполагает деятельность мотивируемую желанием получить удовольствие, радость. Мой опыт свидетельствует о том, что досуговая трудовая деятельность успешно развивается в рамках кружковой работы.
В течении нескольких лет я была руководителем кружка оригами «Умелые ручки» в нашем детском саду «Теремок» Этот кружок посещали дети старшей и подготовительной к школе групп.
Бумага – первый материал, из которого дети начали мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить ёлку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что заинтересует ребёнка.
Оригами – искусство складывания из бумаги фигурок. Хорошей тренировке движений пальцев ребёнка способствует этот вид деятельности. Учёные, изучающие деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение развития мелкой моторике рук ребёнка. Изготовление игрушек по принципу оригами нравится детям, оно носит характер игры и даёт возможность получить быстрый результат. Эти игрушки своеобразны и просты. Они чуть угловатые, символичные, именно в этом состоит их оригинальность, необычность и созвучие миру ребёнка.
Прежде чем приступить к изготовлению поделок, я предлагаю детям выполнить упражнения с бумагой. Это необходимо для того, чтобы привлечь внимание ребят к материалу, познакомить с его свойствами, подготовить к конструированию поделок. Упражнения носили самостоятельный характер или включались в занятие и игры, были сложными или простыми.
Простые упражнения, например складывание листа бумаги пополам в длину и поперёк и превращение его в свою уменьшенную копию, приучают детей ориентироваться в геометрических формах, понимать их отличительные особенности.
Несмотря на кажущую лёгкость, эти упражнения требуют от дошкольников значительной затраты физических и умственных сил. Разнообразить их и сделать интересными помогут игры. Так, например, квадрат или другие фигуры просят детей помочь им стать маленькими.
В игре «Прятки»
квадрат встречается с треугольником, они рассматривают друг друга, потом начинают знакомиться.
- Я – квадрат! У меня четыре угла и столько же сторон. Потрогай их, дружок, и посчитай. Захочу и стану таким, как ты, или совсем маленьким. А ты кто?
Прямоугольник отвечает:
- У меня тоже четыре угла и четыре стороны. Мою форму имеют стены, двери и окна домов, книги, тетради и много других вещей. Я тоже могу менять свою форму. А называют меня прямоугольник.
- Интересно, чем же мы отличаемся, - думает квадрат и предлагает прямоугольнику поиграть с ним в прятки. Стали они, чудаки, прятаться друг за друга.
«Могут ли эти фигуры спрятаться друг за друга? Чем они отличаются? В каком случае прямоугольник может спрятаться за квадрат, и наоборот?»- спрашиваете вы детей. Если кто-то из них предложит обрезать ножницами кусочек бумаги, который выглядывает, дайте возможность проверить правильность ответа.
Предложите найти в окружающей обстановке предметы или части их, имеющие форму квадрата или прямоугольника. Пусть дети посчитают углы у заготовки, отогнут один угол к себе, а два в обратную сторону и спрячут под последний. Получится салфетница. Если же сложенную бумагу одинаковой формы вклеить друг в друга, то будет поделка, похожая на записную книжку.
Можно показать детям, как складывать квадрат и прямоугольник полосами: одна сторона с углами загибается к другой, чтобы «поздороваться», а потом опять «идёт домой», оставляя на бумаге дорожку, на которой затем они встречаются вместе. Развернув бумагу, дети увидят одинаковое количество «дорожек».
Ребятам нравится складывать бумагу полосками, но в разные стороны:
они поссорились и отворачиваются одна от другой. Получаются гармошка, книжка-ширма.
Сложные упражнения предполагают более разнообразные действия с геометрическими фигурами. Например, возьмём игру «Фокусники»
Квадрат пригласил в гости друзей и показал фокус. Он встал на уголок, сложился пополам, разделив верхний и нижний углы «дорожкой» с интересным названием «диагональ», приложить к ней сначала поочерёдно верхние стороны, затем нижние, а потом все четыре одновременно и превратился в ромб с уголками.
Пусть дети поиграют с новой фигурой, развернут и внимательно посмотрят на разнообразие линий и форм на плоскости квадрата.
Игра продолжается под названием «Кто больше найдёт квадратов, прямоугольников и треугольников?». По мере нахождения и определения формы дети заштриховывают фигурки. Из отдельных работ можно составить коврик. Затем фокус показывает прямоугольник. Он превращается в треугольник.
Игра «Комната смеха»
закрепит умение ребят складывать бумагу, создаст весёлое настроение, разовьёт воображение. Вначале вы беседуете с детьми о том, какие бывают зеркала: прямые и кривые. Объясните, что в прямом зеркале лицо отражается таким, какое оно есть на самом деле, а в кривом зеркале отражение искажается. Лицо получается слишком длинным, широким, узким, т. е. очень смешным. От такого изображения люди начинают смеяться.
Попросите детей представить, что они попали в комнату смеха, и изобразить своё лицо в кривом зеркале.
В игре «Сложи меня»
квадрат показывает новый необычный способ его складывания: «Познакомьте мои противоположные углы и отправьте их домой, - говорит он.
– Посмотрите внимательно, они обрадовали две пересекающиеся «дорожки» с интересными названиями «диагонали». К месту их пересечения приходят все углы. Им стало скучно жить по одному». Квадрат поворачивается на другую сторону и просит повторить все действия. Ещё раз перевернулся, и на уголки опять сбежались к центру. «Спасибо, дети,- говорит квадрат.
- Теперь я стал маленьким и толстеньким. С одной моей стороны треугольники, а с другой – квадраты. Это мои карманы»?
Спросить у детей, сколько образовалось квадратов, треугольников, сколько их вместе, сколько щелей?
Игра «Секрет»
организуется на основе многослойного треугольника или квадрата. На всех плоскостях дети рисуют эпизоды из сказок, действия персонажей, затем вместе составляют сказку. Рисунки держатся в секрете.
Детям нравится играть с полосками бумаги. Предложить детям игру
«Весёлые полоски»
Превращения полосок вызывает и удивление, и смех.
Из них могут получиться дорожки, забор, травка, ниточки, волосы, усы, борода, завитушки, спиралька, цепочка, гирлянда, крылышки, букет, пирамидка, колечки, баранка, руль, обручи, пружинка, буквы, гармошка, лесенка, ступеньки. Помочь детям установить это сходство через обыгрывание результатов работы в оформление композиций. Для активизации их мышление можно использовать загадки.
Дидактические игры и элементарные опыты с бумагой полезно использовать для обогащения сенсорики и развития мышления детей, ориентировки их в окружающем мире. Чтобы вызвать у детей к предмету деятельности и поддержать их внимание, взрослый использует сравнение, вопросы и другие приёмы. «Угадай, какая я? – обращается воспитатель к детям от имени бумаги и предлагает: - Потрогайте меня пальчиками, погладьте и скажите, какого я цвета, какую имею поверхность».
Игра «Где меня использовать?»
расширить жизненный опыт детей, обогатит словарь. Ребята узнают, что название бумаги связана с её назначением: чертёжная используется для черчения, писчая – для письма, рисования и печатания на машинке; бумажные обои делают квартиру и другие помещения тёплыми и красивыми и уютными; есть промокательная бумага, обёрточная, копировальная и т. д. Пусть ребята немного подумают и ответят: почему бумагу делают разных видов, с чем это связано?
В опытах закрепляются знания детей о фактуре бумаги: гладкая и шероховатая, тиснёная и гофрированная, писчая, тонкая, прозрачная, рыхлая, плотная. Дети смотрят через бумагу на свет, рвут, мнут и растягивают её в длину и поперёк, подвешивают груз, делают из разных её видов хлопушки, кораблики, которые пускают на воду. На практике они убеждаются в разном качестве бумаги, хлопушка, выполненная из мягкой бумаги, не стреляет, а кораблики «терпят крушение».
Следовательно, фактура бумаги определяет и её назначение, и вид.
Складывание фигурок из бумаги в стиле оригами так же воспитывает у детей трудолюбие, развивает произвольную регуляцию деятельности, развивает конструктивные и творческие способности с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Развивает умение анализировать планировать, создавать конструкцию по образцу, заданным условиям, пооперационным картам, знакомит детей со способами преобразования геометрических фигур, развивает пространственную ориентировку. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и развитие речи.
Полезно обратить внимание детей на то, что бумага теряет свои изначальные качества под воздействием солнечных лучей: выгорает, высыхает и становится ломкой; клей делает бумагу более жёсткой, толстой; промасленная тонкая бумага становится прозрачной, на ней уже невозможно писать и рисовать, но зато она становится водоотталкивающей, а следовательно, и более прочной.
Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики,
Сегодня учёные и педагоги единодушно признают, что между развитием кистей рук и общим развитием ребёнка, его успехами в учёбе и творчестве, существует прямая связь. Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Занятия оригами способствуют не только развитию тонких движений пальцев, но и улучшают внимание, память, мышление и творческие способности. Кроме этого, занимаясь с детьми оригами педагог развивает восприятие, пространственную ориентацию, сенсомоторную координацию детей, то есть те школьно-значимые функции, которые необходимы для успешного обучения в школе.