Никитина Ирина Викторовна
Рекомендации для родителей от учителя-дефектолога по лексической теме «Деревья и кустарники»
▼ Скачать + Заказать документы
Родителям рекомендуется:
– Поговорите с детьми о деревьях, кустарниках которые растут в нашей местности (берёза, клён, сосна, ель, дуб, рябина, осина, яблоня, шиповник, смородина, малина, сирень и др.).
– Рассмотрите почки и молодые листики на ветвях различных деревьев и кустарников, как они изменились.
– Рассмотрите внешнее сходство и различие деревьев (дуб, береза, яблоня, сосна)
– Расскажите, чем отличаются деревья от кустарников по строению.
– Закрепите умение детей различать хвойные, лиственные и плодовые деревья.
Публикация «Рекомендации для родителей от учителя-дефектолога по лексической теме „Деревья и кустарники“» размещена в разделах
– Покажите названия частей (корни, ствол, ветви, ветки, крона, листья, иголки; пень, ствол покрыт корой, почки, на цветущих есть цветки, семена, плоды).
– Вспомните правила поведения в лесу, охраны зеленых насаждений в городе.
– Смастерите с детьми поделки, используя шишки, плоды, семена различных деревьев и кустарников.
Беседа о деревьях и кустарниках.
Мы встречаем деревья повсюду. Одни деревья сбрасывают листья осенью, а
покрываются новыми весной. Это лиственные деревья. У других, вечнозеленых, листья растут круглый год. К ним относятся хвойные деревья. У хвойных деревьев узкие листья, называемые иголками, которым не страшны холода. В кронах деревьев живут птицы и белки. Барсуки и лисы роют норы под корнями деревьев. Олени и кабаны прячутся в зарослях из деревьев. Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды.
Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца.
Также в лесу растут и кустарники. Они отличаются от деревьев: у дерева один ствол, из ствола отрастают веточки, а у кустарника несколько стволов; кустарник меньше дерева.
ПОИГРАЙТЕ С ДЕТЬМИ
1. «Какой лист?»
С берёзы – берёзовый.
С клёна – кленовый.
С дуба – дубовый.
С тополя – тополиный.
С осины – осиновый.
2. «Назови ласково»
Берёза – берёзка
Сосна – сосёнка
Рябина – рябинка
Дуб – дубок
Яблоня – яблонька
Ёлка – ёлочка
3. «Один - много»
Берёза – берёзы
Дуб – дубы
Сосна – сосны
Ель – Ели
Рябины – рябины
Клён – клёны
4. «Сосчитай»
Одна сосна, две сосны, пять сосен.
Один дуб, два дуба, пять дубов.
5. «Скажи наоборот»
Высокое (дерево) – низкое
Толстый (ствол) – тонкий
Темный (ствол) – светлый
Широкий (листик) – узкий
Молодое (дерево) – старое
Большой (листик) – маленький
Длинные (иголки) – короткие
6. Загадки
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (Берёза)
***
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Дерево)
***
Не загадка это даже,
Сразу назовём,
Если только кто-то скажет –
Жёлуди на нем! (Дуб)
***
Что же это за девица:
Не швея не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ель)
***
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём. (Лес)
***
Стоит куст колючий,
Он – красавец злючий,
Кто ни подойдет –
Всякого кольнет. (Шиповник)
***
Она бывает разной –
Черной, белой, красной,
А из ягод для ребят
Варенье варят, мармелад. (Смородина)
7. Пословицы
Дерево смотри в плодах, человека в делах.
Дерево держится корнями, а человек друзьями
Сосна кормит, а липа обувает.
Сосна дубу сестра.
Клен да береза – чем не дрова, а хлеб да вода – чем не еда.
Дерево погубить в пять минут, а вырастить – годы пройдут.
Дерево с огнем не дружит.