Екатерина Ходырева
Рекомендации для родителей «К доске пойдет»: как помочь ребенку, если он боится отвечать на уроках
▼ Скачать + Заказать документы
«К доске пойдёт…» : как помочь ребёнку, если он боится отвечать на уроке?
Наверно, нет ни одного школьника, который при словах учителя «к доске пойдёт….» не чувствовал бы дрожь в коленках и учащённое сердцебиение. Но кому-то удаётся взять себя в руки и уверенно ответить на все вопросы учителя, а кто-то так и не может справиться с волнением.
Сегодня мы поговорим о том, что делать, если ребёнок боится отвечать на уроках, молчит, когда его спрашивает учитель и стесняется выступать перед публикой.
Почему дети боятся отвечать на уроках?
Публикация «Рекомендации для родителей „К доске пойдет“: как помочь ребенку, если он боится отвечать на уроках» размещена в разделах
Сама ситуация, когда ребёнка вызывают к доске, достаточно нервная и напряжённая. Ученик оказывается под пристальным вниманием не только учителя, но и одноклассников. Мало того, ему ещё нужно продемонстрировать свои знания, рассказать выученную тему или решить задачу.
У одних детей вызов к доске вызывает лёгкое волнение и беспокойство, другие словно впадают в ступор: молчат или что-то бормочут про себя, кто-то может даже заплакать.
Почему так происходит? Причин может быть несколько:
Страх неудачи
Ребёнок боится, что его ответ окажется неправильным или учитель задаст ему слишком сложный вопрос.
Часто такие опасения связаны с завышенными требованиями родителей, которые хотят от ребёнка только отличной успеваемости.
Боязнь конкретного учителя
Как правило, дети боятся авторитарных, грубых и острых на язык педагогов, которые строго следят за дисциплиной и не прочь высказать своё мнение о ребёнке в присутствии его одноклассников.
Личностные особенности ребё нка: повышенная тревожность, робость, боязливость, стеснительность
Такие дети боятся любых публичных выступлений, долго привыкают к новой обстановке и тяжело переживают любую неудачу.
Недостаточное знание предмета
Ученик знает, что «плавает» по предмету, и если его вызовут к доске, он не сможет хорошо ответить. Отсюда возникает страх и желание «слиться с партой», когда учитель открывает журнал.
Речевые недостатки (заикание, картавость, шепелявость и др.)
Любой устный ответ причиняет такому ребёнку неудобство. Он стесняется своей речи и старается как можно меньше говорить.
Боязнь насмешек и издёвок одноклассников
Как помочь ребёнку стать увереннее и не бояться выходить к доске?
Руководство действий для родителей, которые хотят помочь своему ребёнку не бояться тянуть руку на уроках, отвечать и успешно выступать перед всем классом.
Разбираемся с причиной
Как мы уже знаем, страх ребёнка отвечать у доски всегда связан с определённой причиной. Решать проблему нужно именно исходя из корня проблемы.
Боязнь учителя
Узнайте у ребёнка, что именно в поведении педагога его пугает.
Если учитель груб, авторитарен и может задеть вашего сына или дочь неосторожным словом – это повод для личного разговора с ним:
Спокойным тоном, без оскорблений и упрёков, обсудите с педагогом сложившуюся ситуацию.
Расскажите об особенностях ребёнка и об его страхе отвечать у доски.
Попросите по возможности не повышать голос на ребёнка и какое-то время не вызывать его к доске.
Если учитель не идёт с вами на контакт и отказывается помочь, попробуйте обратиться к школьному психологу или в администрацию школы.
Трудности с устными ответами
Если у школьника хорошая зрительная память, это сможет выручить его в ситуации устного ответа на уроке.
Психологи советуют такой приё м: выходя к доске, ребёнок должен вспомнить, на какой странице учебника или тетради написан ответ на вопрос учителя, и как будто прочитать его по листу.
Страх неудачи
Чтобы ребёнок перестал бояться получить плохую оценку, родители должны пересмотреть свои ожидания касаемо учёбы сына или дочери. Пятёрки в дневнике – это, конечно, хорошо, но гораздо важнее самочувствие ребёнка и здоровая психика.
Школьнику же можно рассказать о том, что учёба в школе – это как путешествие, а оценки служат ориентирами в нём. Если ты получил «пятёрку» или «четвёрку», значит, движешься в правильном направлении, а если вдруг «тройку» или «двойку» – немного сбился с пути.
Непонимание предмета
Если ребёнок плохо усваивает тот или иной предмет и из-за этого боится выходить к доске или молчит на уроке, значит, надо восполнить существующие пробелы. Для этой цели подойдут дополнительные занятия с учителем или репетитором, онлайн-уроки, интересные видео на YouTube и других ресурсах, а также интерактивные экскурсии. Выбирайте, что вам и вашему ребёнку больше нравится.
Чем больше школьник узнает нового и интересного о предмете, тем вероятнее ему захочется поделиться этим с учителем и одноклассниками. Вместо страха он начнёт испытывать гордость за то, что теперь так много знает.
Речевые нарушения
В случае нарушений речи у ребёнка родителям необходимо посетить вместе с ним логопеда или невролога. Ведь правильная речь важна не только для учёбы в школе, но и для дальнейшей жизни вашего сына или дочери.
Буллинг и насмешки
Если ребёнок стал жертвой буллинга и издевательств со стороны одноклассников, не пускайте ситуацию на самотёк! Расспросите сына или дочь о происходящем, обязательно поставьте в известность классного руководителя и, если потребуется, администрацию школы. Также ребёнку будет необходима помощь психолога.
Советы мамам и папам
Наше тело и эмоции тесно связаны друг с другом. Организм человека всегда чутко реагирует на изменение эмоционального состояния. Поэтому важно научить ребёнка техникам мышечной релаксации (расслабления) перед тем, как выходить к доске. Это поможет ему чувствовать себя увереннее и спокойнее.
Можно использовать следующие упражнения:
«Задуваем свечу» (для лицевых мышц и дыхания). Глубоко вдохнуть, а затем сложить губы трубочкой и медленно выдохнуть, как бы задувая свечу.
«Лимон» (для мышц рук). Представить, что в правой руке находится лимон. Крепко сжать его, чтобы выжать сок, затем “выбросить” и расслабить руку. То же самое проделать с левой рукой.
«Слон» (для мышц ног). Принять устойчивую позицию. Медленно перенести вес тела на одну ногу, а другую при этом высоко поднять и с силой опустить вниз.
«Кошка тянется» (для мышц шеи и плеч). Поднять руки вверх, затем вытянуть вперёд, медленно потянуться. Затем резко опустить руки вниз.
Чаще обращайте внимание на успехи ребёнка, хвалите его даже за маленькие победы. А вот сравнивать с другими детьми не нужно. Ребёнок должен знать, что родители любят его и принимают таким, какой он есть.
Школьник должен уметь себя правильно настраивать на выступление или ответ у доски. Можно использовать следующие фразы:
«Я хорошо подготовился к уроку и всё расскажу учителю, когда выйду к доске. Да, я волнуюсь, но я смогу справиться со своим волнением, потому что мне это под силу. Даже если я что-то забуду, ничего страшного не случится».
Что НЕ рекомендуется делать :
Давать успокоительное перед выступлением или устным ответом. Это временная мера и проблему она не решит.
Давить на ребё нка: «Ты должен ответить хорошо и получить пятёрку! Соберись!». Это только усилит его переживания.
«Заражать» своей тревогой: «Тебе предстоит очень важное выступление. Мы с папой очень переживаем и надеемся, что ты не подведёшь нас».
Дорогие мамы и папы, помните, что умение выражать свои мысли перед аудиторией и демонстрировать свои знания – это качество, которое пригодится ребёнку не только в школе, но и в дальнейшей жизни. Поэтому со страхом отвечать у доски не нужно бороться, его нужно превращать в уверенность в себе и в собственных силах!