Таранченко Юлия Викторовна
Рекомендации для педагогов по развитию эмоционально-волевой сферы детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации для педагогов по развитию эмоционально-волевой сферы детей среднего дошкольного возраста
1. Развивая эмоционально-волевую сферу детей необходимо использовать комплекс развивающих игр, которые плавно вводят ребёнка в сложный мир человеческих отношений. Задачей педагога должно стать пробуждение чувства защищённости и уверенности ребёнка в том, что в детском саду его любят и ждут. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определённые психологические качества (уравновешенность, жизнерадостность, спокойствие, доброту). Психогимнастика способствует снятию психоэмоционального напряжения, поэтому в утренние часы она особенно необходима как способ эмоционального настроя на предстоящий день.
Публикация «Рекомендации для педагогов по развитию эмоционально-волевой сферы детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
2. Коммуникативные игры, этюды, упражнения, психогимнастика, игры-драматизации, проблемные ситуации учат понимать эмоциональные состояния, дают представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово, совершенствуют способность управлять эмоциями и чувствами. С помощью этого дети приобретают навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности и подготовки его к жизни.
3. Основная работа по развитию эмоционально-волевой сферы осуществляется в течении всего времени пребывания детей в детском саду. Совместная деятельность педагога с детьми начинается с утреннего приёма, где он устанавливает эмоциональный контакт, обогащает словарный запас, учит детей взаимодействию друг с другом, каждому ребенку предоставляется возможность высказаться о прошедших значимых событиях, о накопленной информации.
4. В средней группе при обозначении настроения можно вводить пиктограммы – схематические изображения условных лиц с соответствующей мимикой. Проговаривать термины, обозначающие определенное настроение и демонстрировать детям соответствующие пиктограммы. В этом возрасте при развитии эмоционально-волевой сферы особое внимание необходимо уделять развитию эмоциональной отзывчивости - поощрять желание детей помочь сверстникам в трудной ситуации, пожалеть, успокоить, проявить сочувствие.
5. Также необходимо развивать волевые процессы, произвольность, стремление довести начатое дело до конца. Для этого можно использовать прием ролевой гимнастики, когда детям предлагается проиграть ситуацию из жизни, в которой требовалось бы проявить волевые усилия. Можно использовать в работе с детьми «Панораму добрых дел». Она представляет собой бабочку, на крыльях которой расположены имена детей. В конце каждого дня мы проводится обсуждение: что доброго и полезного было сделано за день каждым из детей. Панорама помогает детям оценить своё поведение, свои положительные и отрицательные черты характера, учит следовать примеру своих друзей, развивает в детях ответственность, самостоятельность, повышает их самооценку. Также для повышения заинтересованности детей в деятельности может быть разработана система поощрений: к «Панораме добрых дел» можно прикрепить специальный значок в виде буквы «В» - (воля, если ребенок проявил усидчивость и ответственность. В конце дня мы считать, кто набрал больше значков.
6. Эмоции играют большую роль в формировании у ребенка способов и приемов овладения любой деятельностью, определяют эффективность, становление творчества. Эмоции, носящие негативный характер, способствуют возникновению отрицательных смысловых установок. Они тормозят готовность человека действовать активно, в нужном направлении. Появляется боязливость, малодушие, пессимизм. Положительные же эмоциональные реакции : удовольствие, радость, восхищение, симпатия, сострадание, - способствуют развитию таких черт характера, как оптимизм, доброжелательность, жизнерадостность, великодушие. Поэтому необходимо включать в работу игры по снятию психомышечного напряжения, отрицательных эмоций, отреагированию отрицательных эмоций и закреплению положительных, релаксацию и успокоение.
7. Следует учитывать, что каждый предмет, с которым общается ребёнок, должен быть как обучающим, так и воспитывающим определённые качества и эмоции. Опрятная и красивая кукла притягивает взгляд и побуждает ребёнка следить за своим внешним видом. В целях предотвращения негативных эмоций и агрессии необходимо постараться свести к минимуму наличие в игровой среде игрушек, издающих неприятные для слуха звуки и превращающие игру в «боевые действия» (пистолеты, роботы-захватчики).