Оксана Вернези
Рекомендации для педагогов по приобщению детей к народному искусству «Народные художественные промыслы России». Часть 2.
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации для педагогов по приобщению детей
«Народные художественные промыслы России». Часть 2.
[/b]
Деревянный мир Руси.
Дерево украшало Русь теремами и деревянными храмами, избами и мельницами, колодцами, и, конечно, за долгие годы сложилось искусство резьбы и росписи по дереву. И хотя из-за пожаров мало сохранилось старинных деревянных построек, но и они дают представление о прекрасных домах и палатах. Из дерева строили и избы - добротные, просторные, удобные и нарядные, с любовью и мастерством украшенные затейливой резьбой. Богаты и разнообразны традиции русского крестьянского зодчества. Они складывались веками и имеют свои особенности в разных районах бескрайней России - на севере и в Поволжье, в Сибири и на Урале. Разная была и украшающая дома резьба. Опытом многих поколений был найден наиболее удобный для каждого района тип крестьянского дома. Северная изба высокая, часто двухэтажная, окна небольшие, но их много - пять или шесть - и все к солнцу тянутся высоко от земли поднялись. Под бок к избе прижались сени, сарай, кладовые - все под одной крышей. Трудно придумать жилище более удобное для сурового климата Русского Севера с долгими студеными зимами. Наличники, крыльцо, скаты кровель северных русских изб украшают строгий, но изящный геометрический орнамент, Любимый мотив резьбы - солнечная розетка, древний символ жизни, счастья, благополучия. Сибирские дома просторные, часто их рубили из пихты или кедра, во многих домах было три-четыри горницы, а иногда несколько домов соединялись переходами (сенями, чтобы удобно было жить большой семьей. Особенно нарядны избы Нижегородского края, что на реке Волге. Они похожи на сказочные терема, сплошь покрыты затейливой резьбой. Здесь на Волге любили растительные орнаменты. Среди роскошного узора из густых упругих ветвей, листьев и цветов, гроздей винограда мастера помещали фантастических птиц, львов, похожих на добродушных улыбающихся котов, русалок, которые по крестьянским поверьям охраняли живущих в доме от злых сил. Рельефную резьбу по дереву называют корабельной. Ею исстари украшали не только дома, но и суда, которые плавали по Волге от древнего Ярославля до Астрахани, бороздили воды Каспия.
Публикация «Рекомендации для педагогов по приобщению детей к народному искусству „Народные художественные промыслы России“, Часть 2,» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Кружевные узоры.
[/b]
Кружевоплетение на Руси возникло позднее, чем вышивка, хотя точно определить время, когда русские женщины стали плести кружева трудно, т. к. древних памятников не сохранилось, Известно, что уже в 1654 году в Москве при царском дворе существовала мастерская, где работали кружевницы; плели кружево и в городе Сольвычегодске у известных купцов Строгановых (17 век). Образцов кружев более раннего периода до нас не дошло.
В первой половине 18 века кружевное плетение пришло в моду, поэтому его использовали очень широко: их пришивали к одежде, ими украшали белье, жилье интерьеры.
Кружево обычно плетут с помощью маленьких деревянных палочек - коклюшек, булавок и специальной подушки в форме валика. Мастерица перебрасывает коклюшки с намотанными на них нитками из одной руки в другую, при этом она обвивает нитками булавки, которые вертикально воткнуты в подушку - валик. Постепенно переставляя булавки по точкам рисунка или по счёту, она создает сложную систему переплетения. Это и есть кружево.
Кружево можно плести по рисунку. Такой рисунок называют сколок, кружево -сколковым. Кружево, которое плетут без рисунка, по числу переплетений, называются численными.
Узор русского кружева очень самобытный, и оно значительно отличается от кружев других народов. На развитие орнамента русского кружева оказали значительное влияние народная вышивка и ткачество. Поэтому в кружевных изделиях можно встретить те же самые мотивы, которые мы уже видели в северных и вологодских вышивках, на тканных полотенцах и ковриках. Это любимые народом птицы, кони, павы, барсы, крылатые животные, дерево жизни. И растительный орнамент, составленный из многолепестковых цветов, стилизованных гирлянд, венков, веток.
Вологодское кружево.
Вологодское кружево значительно отличается от других русских кружев. В основном это кружево с резким делением на крупный, выразительный рисунок и прозрачный фон. Его узор выполняется плотной, одинаковой ширины непрерывной полотнянкой. Она плавно извивается, создает нужное изображение. Это изображение четко видно на фоне звездочек и розеток, из которых состоит ажурная решетка. Вологодское кружево отличается особой строгостью, традиционностью в выборе узора. Мотивы его рисунка порой кажутся даже несколько архаичными. Это разнообразные звери, люди, предметы окружающего нас мира (деревья, дома). Каждое такое изображение носит условно-реальный характер, часто включает в себя элементы традиционно-фантастических образов. Кружевницы Вологды охотно используют и растительный орнамент, который тоже носит условный характер. Растительные, цветочные узоры в вологодских кружевах очень разнообразны и многочисленны, чаще всего они состоят из раскидистых деревьев с пышными ветвями и с многолепестковыми цветами. Таким узорам свойственны округлые, мягкие линии, спокойный ритм и обобщенные формы изображения и симметричное расположение элементов.
Елецкое кружево.
Второй широко известный центр кружевоплетения находится в старом русском городе Ельце, в Липецкой области. Кружевной промысел возник в этом месте в начале 19 века, когда здесь появилась частная фабрика Протасовой. Елецкие кружева плетут из льняных и хлопчатобумажных нитей. Они тоньше и легче вологодских кружев. Полотнянка елецких кружев постоянно меняет свою ширину и плотность, часто она даже становится ажурной, чего никогда не бывает в вологодских кружевах.
В елецких кружевах нет того резкого контраста между решеткой (фоном) и основным рисунком, выполненным полотнянкой, который мы видим в вологодских кружевах. Елецкие кружевницы заполняют решетку фона довольно плотным тонким узором. В этом узоре ясно видно основной мотив, составленный из повторяющихся элементов, которые выполнены с разной плотностью. Главные мотивы, которые особенно часто используют мастерицы Ельца - это морозный узор, снежинки, звездное небо и растительный орнамент: цветы подсолнуха, ромашки, калина, другие цветы и растения.
Кировское кружево.
Раньше город Киров назывался Вятка, отсюда второе название кружев - вятские. Кировские кружева не случайно получили широкую известность: они красивы, узоры их разнообразны, сложны и выразительны, а техника выполнения говорит о высоком мастерстве здешних мастериц. В крупных изделиях кировского промысла преобладает сложный растительный и цветочный орнамент. Кажется, что кружевница собрала всю красоту короткого северного лета и запечатлела её в своем произведении. Меняет она плотность плетения, и цветы и листья словно оживают в белоснежном кружеве. Рисунок кировских кружев сложный, динамичный и очень декоративный.
Михайловское кружево.
Город Михайлов Рязанской области получил известность как центр особой рязанской вышивки и "Михайловского кружева". Михайловское кружево - мерное, очень плотное, массивное, даже объемное. Его узор основан на своеобразном мотиве, в котором треугольные сеточки перемежаются с плотными частями узора. Когда такое кружево пришито к платью, оно как будто сливается с тканью и образует фестончатые или зубчатые края салфеток и скатертей, полотенец. Цветочная гамма Михайловского кружева всегда строится на контрасте красного с белым, остальные цвета тоже достаточно яркие, насыщенные (синий или зеленый, черный, желтый, дополняют сочную окраску кружева и всего изделия в целом.
Жостовский букет.
История жостовского промысла насчитывает уже более 150 лет, с 1825 года, когда братья Вишняковы (бывшие крепостные крестьяне, которые откупились на волю) основали в деревне Жостова недалеко от Москвы, мастерскую, где стали расписывать металлические подносы. Подносы быстро находили покупателей, и промысел распространился в другие ближайшие деревни: Осташкове село Троицкое, Сорокине Хлебникове В 1929 году артели, возникшие из частных мастерских, объединились в одну артель в деревне Жостово. Производство жостовских подносов связано с целым рядом очень прочных традиций. Они проявляются в выборе формы изделия и способе его изготовления. Подносы Жостова обычно бывают черного цвета, хотя могут быть и другие цвета: зеленый, синий, "под слоновую кость", разные оттенки красного и "золотые". Их украшает изображение ярких, красивых цветов, собранных в виде букета. Иногда на подносах рисуют фрукты или ягоды и очень редко животных и насекомых. Жостовские подносы имеют самые разнообразные формы, их около тридцати: круглые, овальные, прямоугольные, гитарные, восьмигранные, фестончатые и другие. Цветы, которые изображены на подносах обычно собраны в букеты, гирлянды, венки и другие цветочные композиции. Букеты тоже бывают разными: тугими, плотными, когда цветы располагаются близко друг от друга или разреженными, когда каждый цветок подается отдельно, почти самостоятельно -это уже дело вкуса мастера. В центре жостовского букета один - два крупных цветка, вокруг которого группируются более мелкие. Стеблей растений чаще всего не видно. Изображение цветов жостовцев в основе свей реалистическое, но художники никогда невоспроизводят точные формы природного цветка, хотя отлично знают его цвет и особенности строения. Как правило, их цветок еще сочнее, еще пышнее и красочнее, чем те, которые мы видим в саду или в поле. Композиции, которые создают жостовцы, проникнуты чувством глубокой любви к родной природе и радостью встречи с ней. Отточенная техника росписи помогает им делать свои произведения оригинальными и красочными.
Голубые цветы Гжели.
[/b]
Свое название "гжель" этот фарфор получил от деревни Гжель, которая находится в Раменском районе Московской области. Здесь в 60 км. От Москвы, в бывших Броницком и Богородском уездах, издавна занимались гончарным промыслом. Более 30 деревень жили тем, что делали разнообразную керамическую посуду и сами продавали ее на рынках Москвы и в других крупных городах России. История гжельского фарфора уходит в те далекие времена, когда в 17 веке стали вывозить здешние отличные глины для производства различной посуды. На гжельской глине работали подмосковные стекольные заводы. Возили глину и в Москву, здесь делали из нее особую "алхимическую " посуду для царской аптеки.
Во второй половине 18 века московский купец Афанасий Гребенщиков построил один из первых русских керамических заводов, где делали разнообразную посуду из майолики. В те же годы гжельские майликовые изделия украшались разноцветной росписью. Очень часто в основе росписи бал растительный цветочный орнамент. Иногда на изделиях делали надписи, ставили даты, изображали сказочные пейзажи, птиц, животных. Авторы старались создать очень светлые, жизнерадостные картины жизни. Казалось, они говорили: "Вот оно настоящее счастье! Вот как нужно жить!" Такие изделия и покупателям больше нравились. Каждому хотелось принести в дом радость. Однако мастера не только расписывали свою посуду многоцветными орнаментами, но и украшали ее скульптурой: маленькими фигурками людей и животных. Особенно часто так украшали большие сосуды: кувшины, квасники, кумганы. Иногда на них разыгрывались целые сцены из городской или деревенской жизни.
В начале 19 века в Гжели стали производить полуфаянс. Его изготовляли из светлой глины и украшали синей росписью. Краску наносили сочными свободными мазками, сочетая их с тонким графическим рисунком. Гжельцы очень умело использовали белый фон самого изделия, который как бы становился вторым цветом изображения. Иногда рисунок оттеняли тонким золотым контуром или отдельными черточками. Так рождалась традиция гжельской росписи. Постепенно мастера перешли от полуфаянса к фаянсу и такому фарфору. Гжельские мастера всегда делали не только посуду, но и мелкую жанровую скульптуру. Такие изделия изображали людей и животных в действии. Иногда возникали целые сценки из жизни города или деревни: традиционные чаепития, красавицы на прогулке или за какой-нибудь работой, петушки с курицами, птички и т. д.
Трудно среди художников Гжели выбрать самых лучших. Их много, замечательных художников, мастеров своего дела, преданных своему искусству. Мастерство гжельских фарфористов получило всеобщее признание в нашей стране. Их искусство любят и ценят повсюду.
Современная гжель - обаятельное, жизнерадостное искусство. Родившись на Русской земле, оно вобрало в себя глубоко лиричную красоту здешней природы и сдержанный, сильный и экспрессивный темперамент русских людей.
Дымковская игрушка.
[/b]
Основана она еще при Иване 3, великом князе Московском, окончательно
объединившим русские земли вокруг Москвы. Родина Дымковской игрушки находится на
берегу реки Вятки, близ города Вятки. Слободчане изредка занимались
рыболовством и делали глиняные грузила для сетей и глиняные игрушки. Глиняную игрушку лепили и раскрашивали только женщины и дети. Главным образом это были свистульки, которые использовали и старые и малые на местном народном празднике, называвшимся Свистопляской, а позже -свистуньей. Свист был главной особенностью, главным развлечением на этом празднике. Перед веселой частью праздника была и другая - утром в тот же день поминали усопших. Но в 19 веке поминовение становилось все короче, а гульба все длиннее, захватывали и следующий день, а иногда даже и третий. Когда праздник заканчивался, глиняные игрушки ставили в окна, между рамами.
Ассортимент игрушек разнообразен. Здесь и собственно игрушки - свистульки, небольшие уточки - крылатки, барышни, лошадки, всадники на конях. Здесь и более крупные фигуры, приближающиеся к декоративной скульптуре - барыни, няньки, кормилицы, водоноски, лихие гусары, крупные фигуры зверей и птиц. Наконец целые композиции. Водоноски обычно разряжены. Еще бы! Когда - то по воду ходили в лучших одеждах. Девушки стремились показать себя кавалерам. Стиль росписи красочный, яркий, но не крикливый. Сусальное золото и роспись подчеркивают выразительность лепки, красоту поз, одежды персонажей. Характер росписей глиняной игрушки определился под воздействием нескольких факторов. Прежде всего, крайне обобщенная форма фигур животных и людей потребовала условных декоративных элементов для орнаментации ее поверхности - кружочков, полосок, линий, точек и штрихов из которых складывается геометрический орнамент, Вместе с этим в дымковском узоре своеобразно запечатлелись особенности естественной окраски животных: яблоки в виде цветных кружочков, колец, точек на крупах, лошадей, оленей, коров и коз. В орнаментации фигурок людей отразились тканые узоры льняной пестрядки, вышивок. На загрунтованную мелом фигурку роспись наносится гуашевой краской насыщенных цветов. Широкие и узкие разноцветные полосы, проведенные всей кистью или ее острым концом, создают узорную сетку, напоминающую расцветку ткани шотландки, или намечают основу будущего узора. По этим полосам проводят мелкие волнистые линии - змейки. С обеих сторон змейки ставят тонкой палочкой или концом кисти цветные точки, равномерно заполняющие всю полосу. Цветовой строй росписи определяется как преобладание теплых или холодных цветов. Простота декоративных элементов и гуашевой техники, разнообразие сочетания ярких цветных фигур привлекают интерес детей к орнаментальному творчеству. По технике производства дымковская игрушка отличается от других керамических изделий. Она не обжигается при сильно высокой температуре, а лишь прокаливается, после чего расписывается холодным способом (без последующего обжига). В начале игрушка покрывается грунтом из мела и молока. Для закрепления красящего слоя краски замешиваются на яичном белке. В настоящее время используют готовые краски темперу, гуашь. Расписанные вещи покрывают еще раз белком, и отдельные предметы украшаются квадратиками сусального золота. По цвету дымковская роспись - это контрастные сочетания белого фона с несколькими яркими цветами.