Наталия Ярославцева
Конспект занятия по приобщению детей к народному творчеству «Хороша балалаечка русская»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Приобщение детей к народному творчеству через знакомство с русскими
народными инструментами, фольклором, элементами русского народного
танца.
Задачи:
• Закрепить знание детей о знакомых русских народных инструментах (жалейка, ложки, домра, гармошка и др.). Продолжать развивать тембровый слух
• Познакомить с народным инструментом – балалайкой.
• Прививать навык чистого интонирования, четкого произношения слов во время пения.
Публикация «Конспект занятия по приобщению детей к народному творчеству „Хороша балалаечка русская“» размещена в разделах
• Поддерживать инициативу и стремление детей к импровизации при игре на музыкальных инструментах.
• Привлечь детей к конструктивной деятельности, помогая им освоить способ изготовления игрушки-инструмента, используя детали с учетом их конструктивных свойств.
Материал:
• Балалайка – народный инструмент,
• Видеозапись ансамбля народных инструментов,
• Платочки
• Народные инструменты (ложки, бубны, трещотка,
• Шаблоны балалаек, разноцветные резиночки.
Дети заходят в зал, выстраиваются у окна, здороваются с гостями. Под русские народные мелодии, сменяющие друг друга, дети выполняют следующие музыкально-ритмические движения в народном стиле :
«Светит месяц» - ходьба по кругу;
«Ах вы, сени» - мальчики делают присядку, девочки – гармошку;
«Калинка» (быстрая часть) – бег под музыку по кругу с захлестыванием голени назад;
«Калинка» (медленная часть) – дети идут в круг, раскрывая руки, из круга – руки на пояс. Затем первый ребенок заводит детей на стулья.
Музыкальный руководитель:
Ребята, давайте сначала разогреем наш голосовой аппарат.
Упражнение на дыхание «Лес». Упражнение на дикцию: скороговорка «Как на горке на пригорке жили тридцать три Егорки». Распевка «Три синички» (журнал «Музыкальный руководитель» № 8 – 2007 с. 41)
А теперь давайте вспомним песню, которую мы начали разучивать на предыдущих занятиях и разучим последний куплет этой песни
Разучивание слов, русской народной песни «Вдоль по улице метелица метет» (журнал «Дошкольное воспитание» № 2 – 1997 с. 115).
Музыкальный руководитель:
Молодцы, ребята! Вы хорошо запомнили слова и мелодию русской народной песни, но помните, я вам говорила, что это не просто песня. Это хороводная песня и давайте с вами вспомним движения нашего хоровода. Заводим хоровод.
Хоровод «Вдоль по улице метелица метет»
Музыкальный руководитель:
Ребята, на прошлых занятиях мы с вами знакомились с русскими народными инструментами. Давайте вспомним с какими? (ответы детей) Все правильно. У меня есть очень интересная игра. Хотите поиграть?
Проводится музыкально-дидактическая игра: «Определи инструмент»
Музыкальный руководитель:
Я вижу, что вы хорошо усвоили и запомнили, как звучат народные инструменты, и сегодня мы с вами познакомимся еще с одним русским народным инструментом, символом России – балалайкой.
Балалайка – это русский народный инструмент. Ее изготавливают из дерева. Она имеет треугольную форму и три струны. Это щипковый инструмент, то есть звук извлекается щипками или ударами, бряцанием по струнам. Голос балалайки негромкий, но звонкий. Тембр легкий, забавный.
О популярности балалайки говорит и довольно частое упоминание ее во многих русских народных песнях, частушках, стихах.
Ой, звенит она, звенит,
Всех игрою веселит.
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
Многие пословицы и поговорки как бы оттеняют характер этого инструмента, связывают с ним характер и поведение того или иного человека: «Наш брат Исайка – без струн балалайка» (всегда грустный, молчаливый, «Вывернулся, как Мартын с
балалайкой» (очень шустрый, из любой проблемы выходит сухим из воды, выворачивается из любой ситуации).
На балалайке играют на посиделках в деревнях, на праздниках в кругу семьи, а еще на концертах в больших концертных залах. Давайте послушаем, как звучит балалайка, и посмотрим, как на ней играют.
Видеозапись. Раздается стук в дверь, заходит грустный Емеля.
Емеля:
Здравствуйте, ребята. Я услышал, что здесь звучит музыка, и решил заглянуть.
Музыкальный руководитель:
Здравствуйте. Ребята к нам пожаловал сам Емеля, из какой сказки, вы знаете? (ответы детей). Что-то наш Емеля такой грустный. Ты не заболел?
Емеля:
Нет. У меня другая беда. Я в подарок детворе из нашей деревни, чтобы порадовать их, сделал много маленьких балалаечек, но они у меня почему-то не поют. И что с ними делать прямо ума не приложу.
Музыкальный руководитель:
Ребята, мне так жалко Емелю. А вам? Давайте поможем ему. Емеля, покажи свои балалайки. Ребята, посмотрите какие красивые балалайки сделал Емеля, только вот, по-моему, здесь чего-то не хватает, как вы думаете. (ответы детей). Ребята, а из чего можно сделать струны или чем можно заменить струны, как вы думаете? (ответы детей). Ребята, давайте не будем забывать, что Емеля у нас сказочный герой, значит, и струны на балалайках могут быть из чего угодно. Сейчас я превращу вас в маленьких мастеров музыкальных инструментов. Хотите? И вы сделаете так, чтобы балалайки, которые принес Емеля, зазвучали, запели. Давай, Емеля свои балалайки.
Дети подходят к столам, на которых на подносах разложены резиночки, и надевают резиночки на заготовки балалаек. Сначала надевают среднюю струну, затем крайние. Показывают, как балалайки начинают звучать.
Музыкальный руководитель:
Смотри, Емеля, как запели твои балалаечки. Ну-ка, подыграй ребятам на нашей балалайке.
Емеля и дети играют на балалайках.
Емеля:
Ой, какие молодцы. Я теперь с ребятами в деревне целый оркестр балалаечников сделаю. Будем играть и частушки распевать. На всю деревню веселье будет.
Музыкальный руководитель:
А мы тоже умеем частушки петь, правда, ребята? И сейчас здесь споем и поиграем на наших инструментах. Хочешь послушать?
Емеля:
Я послушаю, ну-ка выходи на круг, кто смелый?
Музыкальный руководитель:
Ребята, кто хочет спеть частушки, а кто хочет быть музыкантом? Выбирайте себе инструменты.
Дети по желанию выбирают себе музыкальные инструменты и исполняют частушки
Емеля:
Эх, повеселили, хорошо поете. А сколько я новых частушек узнал. Побегу пока не забыл, ребятам в деревне спою. До свидания.
Музыкальный руководитель:
Емеля, а балалайки?
Емеля:
А пусть вам на память обо мне останутся. Я еще сделаю.
Музыкальный руководитель:
Ребята, садитесь на стульчики. Вам понравилось занятие? Что нового вы узнали? Вам понравились балалайки, которые вы сделали? Вы заберете их в группу и разукрасите их, а потом мне покажите. Наше занятие подошло к концу. До свидания.
Дети уходят в группу