Наталья Яковлева
Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в продуктивных видах деятельности
Региональный этап Всероссийского конкурса «Педагогический дебют — 2022» У меня это хорошо получается!
Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в продуктивных видах деятельности»
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в продуктивных видах деятельности»
Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в продуктивных видах деятельности» размещена в разделах
Выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это не просто красивые слова, в них содержится объяснение того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.
Развивая мелкую моторику рук, мы развиваем логику, память, внимание, психику, интеллект, подготавливаем руку к письму, развиваем мышечный аппарат, тактильную чувствительность, способствуем развитию навыков самообслуживания. На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики рук имеет огромное значение.
Наблюдая за детьми в группе с 2 до 3 лет, я отметила, что большая часть детей, поступивших в мою группу, не умели держать ложку, карандаш, у них возникали затруднения при выполнении первых работ по аппликации, лепке и рисованию. Конечно, дети еще малы, они только пришли в детский сад, а в образовательном процессе много видов деятельности, которые требуют точного действия работы рук. Поэтому считаю ведущим направлением своей деятельности — развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
Для детей раннего возраста психически и физиологически обусловленным является продуктивная деятельность, в результате которой мы стремимся создать с ними: рисунок, поделку, постройку.
- Вы думаете дети балуются? (слайд)
- Нет! Они просто воспроизводят в жизни то, чем мы занимаемся в детском саду.
Детям очень нравится играть с крупами, они с увлечением играют с массажными мячиками су-джок. Не менее интересны игры с прищепками, игры с раскручиванием и закручиванием крышечек, «игры-шнуровки», мини-пазлы, настольные игры, книжки-тренажеры «Одеваюсь сам» и «Гномики в домике».
Очень важное значение имеют пальчиковые игры: «Семья», «Пальчик мальчик», «Сорока», «Ладушки» и другие. Также мною была создана картотека пальчиковых игр, которая помогает мне в работе по данному направлению.
Все виды деятельности, которые я применяю в работе, делают руку малыша умелой, легкой и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль над движением руки.
Вместе с детьми мы рисовали не только кистью, но и пальчиками, ватной палочкой, ладошкой.
Занимаясь лепкой с детьми, я использую разнообразные приемы: раскатывание прямыми и круговыми движениями между ладошками, сплющивание, оттягивание.
На занятиях по аппликации применяю такие техники, как: аппликация из круп, пластилинография, наклеивание готовых фигур, обрывная из салфеток.
На мой взгляд, особенно положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает салфеточная аппликация. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на отдельные места. На занятиях больше времени уделяю тому, как дети держат карандаши и кисточку в руке, как правильно используют пластилин.
Во время занятий лепкой, аппликацией, дети овладевают мелкими операциями : наклеивание, прикладывание, сгибание, прищипывание, раскатывание, а также развивается эстетический вкус. Дети учатся аккуратности и терпению, без которых в дальнейшем не обойтись.
Очень эффективным для развития мелкой моторики является конструирование.
В совместной деятельности с детьми сооружаем простые постройки из мелкого конструктора и обыгрываем их с мелкими сюжетными игрушками. Также учимся собирать картинки-пазлы и это замечательно у нас получается.
Во время режимных моментов, например, приёма пищи, учу детей правильно держать ложку, в процессе одевания приучаю самостоятельно застегивать молнию и пуговицы на одежде, застегивать обувь.
Мои главные помощники — это родители, которые меня поддерживают в моей работе по развитию у детей мелкой моторики пальцев рук.
Мама одного из воспитанников связала для нашей группы пальчиковый театр «Репка», в который дети с удовольствием играют. Папой одного и воспитанников был изготовлен бизиборд, который до сих пор вызывает интерес у детей.
Уделяю большое внимание образованию родителей по данной теме.
Лучше всего получились мастер-классы: «Рисование крупой», «Изготовление цветов из бумажных салфеток».
Для родителей подготовила памятки, буклеты на тему «Пальчиковые игры для детей 2-3 лет». В дистанционном формате провела (WohatsApp и платформа Zoom) следующие консультации:
«Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста»
«Играя, учимся говорить»
Наблюдая за детьми, я заметила, что они лучше стали справляться с мелкими операциями, такими как застёгивание и расстегивание липучек на обуви, молнии, пуговиц. Особенно меня порадовало то, что при организации творческих видов деятельности дети правильно стали держат кисточку, карандаш и т. д.
Я не собираюсь останавливаться на достигнутом, хочу, чтоб мои дети были успешными в дальнейшей дошкольной и школьной жизни.
Планирую продолжать работу по развитию мелкой моторики у моих малышей, не останавливаюсь и сама в изучении новых технологий. Буду пополнять свой арсенал новыми методическими приёмами и технологиями.