татьяна демидова
Рефлексивная деятельность педагога
Педагогическая рефлексия – это сложный психологический феномен, представляющий собой умение педагога становится в активную исследовательскую позицию по отношению к собственной деятельности и себе как к субъекту педагогического процесса.
Педагогическая рефлексия предполагает взаимоценку и взаимоотображения участников педагогического процесса, отображение педагогом своего внутреннего профессионального мира а также развития учащихся в рамках реализуемой им деятельности.
Публикация «Рефлексивная деятельность педагога» размещена в разделах
Рефлексирующий педагог – это педагог, который думает, анализирует и исследует свой опыт.
Цель педагогической рефлексии : оптимизация условий развития, саморазвития и продуктивной самореализации личности педагога в объективной оценке и самоанализе продуктов и ресурсов профессионально-педагогической деятельности и системы профессионально-трудовых отношений. Цель педагогической рефлексии зависит от того, на каком этапе деятельности она реализуется :
1. Этап определения цели педагогической деятельности.
Цель педагогической рефлексии – осуществит самооценку поставленной цели, в соответствии с требованиями к ней.
2. Этап выбора способа педагогической деятельности.
Цель педагогической рефлексии – осуществление оценки выбранных путей деятельности и их возможностей.
3. Этап определения результатов педагогической деятельности
Цель педагогической рефлексии – осуществление оценки собственной деятельности и прогнозирование ее конечного результата.
Функции педагогической рефлексии Проектировочная – предусматривает процесс моделирования и проектирования совместной деятельности всех участников педагогического процесса.
Организаторская – предполагает использование и организацию наиболее эффективных и плодотворных методов и способов взаимодействия между участниками педагогического процесса, в рамках их совместной деятельности.
Коммуникативная – является важным условием организации продуктивного общения между участниками педагогического процесса. Общение участников педагогического общения предполагает процесс взаимодействия не только в рамках учебного процесса и на учебные темы, но и за его пределами на личные темы, с целью установления контакта между педагогом и учащимися, педагогом и коллегами, педагогом и родителями учеников. Важно – соблюдение правил педагогического общения.
Смыслотворческая - предполагает формирование осмысленности деятельности и взаимодействия.
Мотивационная - направлена на определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат.
Коррекционная – предусматривает побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности.