Лучший педагог года

Рефлексивная деятельность детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях

Десятова Наталья Викторовна
Рефлексивная деятельность детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы

Одним из требований, предъявляемых сегодня к организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, является демонстрация педагогом профессионально правильного и грамотного окончания занятия, то есть применение им способов и приёмов рефлексивной оценки.

Поэтому, использование рефлексии является важнейшей

составляющей современных

образовательных технологий.

В словарях приводится следующие толкования.

Публикация «Рефлексивная деятельность детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях» размещена в разделах

Рефлексия – обращение назад, размышление о своем внутреннем, размышление, самообладание, познание. В современной педагогической науке этот термин трактуется как самоанализ деятельности и её результатов.

Рефлексия собственных ценностей и ожиданий, рефлексия способа действия и его следствий – очень важный момент при обучении детей приемам эффективной деятельности.

В теоретической литературе выделяется несколько классификаций рефлексии :

- физическую (успел – не успел)

- сенсорную ( самочувствие: комфортно — дискомфортно)

- интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал)

- духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Второй вид классификации, на наш взгляд, наиболее приемлем для использования в практике дошкольного образования :

рефлексия настроения и эмоционального состояния

рефлексия деятельности

рефлексия содержания учебного материала

Выделяют вербальные техники эмоционального состояния.

1. «По выбору».

Дети становятся в круг. Они перебрасывают мяч (как в игре «Съедобное-несъедобное», предоставляя тем самым возможность высказаться каждому участнику.

2. «Оценка».

Каждому ребенку предлагается подумать о прошедшем дне. Затем ладошкой поставить оценку по пятибалльной системе. Педагог выборочно спрашивает ребят, почему они поставили именно такую оценку.

3. «Если бы я был…»

Ребятам задается такой вопрос: «Если бы я был волшебником, то сегодня я бы…»

• исправил…

• сделал…

• добавил

• похвалил

4. «Свободный микрофон».

Любой ребенок по желанию может высказаться о проведенном мероприятии, занятии, держа в руках микрофон.

Другой вид оценки эмоционального состояния - использование невербальных техник. Здесь каждый ребенок не стесняясь мнения коллектива, и не боясь осуждения, может смело выразить свое мнение. Главное, что невербальные техники проводятся намного быстрее, красочнее, показательнее.

Учитывая специфику возраста, на начальном этапе можно использовать разнообразный наглядный материал (маркеры настроения) : смайлики настроений (двух видов, звёздочки (цветочки, флажки, бабочки) двух разных цветов; солнце - лучики желтые и синие; цветок – лепестки (2 цвета).

Когда дети освоят два эмоциональных маркера (положительный и отрицательный) их спектр расширяется. К старшему дошкольному возраста таких маркеров может быть уже четыре или пять:

радостный,

улыбающийся,

задумчивый/грустный,

слезливый,

сердитый.

(елочка с игрушками, веер смайликов)

«Сказочное дерево»

Дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:

Плоды – дело прошло полезно,

Цветок – довольно неплохо;

Зелёный листик – не совсем удовлетворён;

Жёлтый листик – неудовлетворённость.

«Мишень» (рефлексия работы в паре, малой группе)

Дети на доске заполняют «рефлексивную мишень», оценивая свою деятельность или деятельность другого ребенка (детей).

Рефлексию в конце занятия можно проводить исходя из темы занятия. Активно используются «Рефлексивные экраны».

(светофор, животные, дом 3-х этажный)

«Чемпион».

Изображение пьедестала 1-е,2-е,3-е места, человечек по колличеству детей. Если вам сегодня было интересно, и вы со всем справились, то можете приклеить своего человечка на первое место, он молодец и одержал победу. Если вам было интересно, но не всё получалось легко, то приклейте вашего человечка на вторую ступеньку, он будет еще учится. А если вам сегодня было не очень интересно, вы испытывали трудности при выполнении заданий, то приклейте вашего человечка на третье место, не расстраивайтесь, ведь у вас обязательно всё получится в следующий раз!

Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе.

Для того чтобы развить у ребё нка навыки самоконтроля и самооценки педагогу необходимо:

1) использовать в практике всё многообразие форм рефлексии (словесные, рефлексивные экраны, маркеры и т. д.);

2) продумывать завершение каждой образовательной ситуации (занятия, организуемой с детьми с использованием методов и приёмов рефлексии;

3) учитывать индивидуальные и личностные особенности детей своей возрастной группы;

4) знакомить родителей (законных представителей) со способами развития рефлексивного контроля, как необходимого качества успешного обучения в школе.

Рефлексия :

Поставь смайлик на нужную полоску

1. Занятие полезно, все понятно.

2. Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.

3. Еще придется потрудиться.

4. Да, трудно все-таки учиться!

Публикации по теме:

Формирование знаний о здоровом образе жизни детей старшего дошкольного возраста на занятиях «Путь к здоровью» Вид проекта Долгосрочный, исследовательский Время реализации проекта: 1 год Цель проекта: Организовать физическое воспитание в ДОУ таким.

Использование демонстрационного и раздаточного материала на логопедических занятиях для детей с ОНР III уровняИспользование демонстрационного и раздаточного материала на логопедических занятиях для детей с ОНР III уровня Использование демонстрационного и раздаточного материала на логопедических занятиях для детей с ОНР III уровняПроблема преодоления ОНР III.

Использование демонстрационного и раздаточного материала на логопедических занятиях для детей с ОНР III уровня (продолжение)Использование демонстрационного и раздаточного материала на логопедических занятиях для детей с ОНР III уровня (продолжение) Использование демонстрационного и раздаточного материала на логопедических занятиях для детей с ОНР III уровня Приём наглядности — один.

Использование лего на коррекционных логопедических занятиях с детьми младшего дошкольного возраста. Занятие на тему «Цветы» Тема"Цветы" Цель: уточнить и расширить знания о цветах, местах их произрастания, строении. Задачи: Коррекционно - образовательные: упражнять.

Макет «Затонувший корабль» для использования детьми старшего дошкольного возраста на занятиях по финансовой грамотностиМакет «Затонувший корабль» для использования детьми старшего дошкольного возраста на занятиях по финансовой грамотности Для обогащения предметно-пространственной развивающей среды в рамках проекта "Финансовая грамотность дошкольников" в нашей группе «Почемучки».

Непосредственно образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Жил-был дядюшка Ау» Цель: Развивать интегративные качества у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Создать положительное, эмоциональное настроение,.

Отчет по самообразованию «Использование интерактивной доски на занятиях по ФЭМП с детьми старшего дошкольного возраста» Отчет по самообразованию воспитателя подготовительной группы №8 Шакиной Татьяны Владимировны. ТЕМА: «Использование интерактивной доски на.

Работа с предлогами на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста для развития и уточнения пространствеРабота с предлогами на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста для развития и уточнения пространстве Одно из направлений в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР) – это работа с предлогами. Дети с ОНР.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по математике посредством дидактических игр «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по математике посредством дидактических игр и упражнений».

Рефлексивная деятельность педагога Педагогическая рефлексия – это сложный психологический феномен, представляющий собой умение педагога становится в активную исследовательскую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рефлексивная деятельность детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях
Опубликовано: 20 ноября 2019 в 18:57
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рефлексивная деятельность детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях» (включая файлы) размещена пользователем Десятова Наталья Викторовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД