Десятова Наталья Викторовна
Рефлексивная деятельность детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из требований, предъявляемых сегодня к организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, является демонстрация педагогом профессионально правильного и грамотного окончания занятия, то есть применение им способов и приёмов рефлексивной оценки.
Поэтому, использование рефлексии является важнейшей
составляющей современных
образовательных технологий.
В словарях приводится следующие толкования.
Публикация «Рефлексивная деятельность детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях» размещена в разделах
Рефлексия – обращение назад, размышление о своем внутреннем, размышление, самообладание, познание. В современной педагогической науке этот термин трактуется как самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия собственных ценностей и ожиданий, рефлексия способа действия и его следствий – очень важный момент при обучении детей приемам эффективной деятельности.
В теоретической литературе выделяется несколько классификаций рефлексии :
- физическую (успел – не успел)
- сенсорную ( самочувствие: комфортно — дискомфортно)
- интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал)
- духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Второй вид классификации, на наш взгляд, наиболее приемлем для использования в практике дошкольного образования :
рефлексия настроения и эмоционального состояния
рефлексия деятельности
рефлексия содержания учебного материала
Выделяют вербальные техники эмоционального состояния.
1. «По выбору».
Дети становятся в круг. Они перебрасывают мяч (как в игре «Съедобное-несъедобное», предоставляя тем самым возможность высказаться каждому участнику.
2. «Оценка».
Каждому ребенку предлагается подумать о прошедшем дне. Затем ладошкой поставить оценку по пятибалльной системе. Педагог выборочно спрашивает ребят, почему они поставили именно такую оценку.
3. «Если бы я был…»
Ребятам задается такой вопрос: «Если бы я был волшебником, то сегодня я бы…»
• исправил…
• сделал…
• добавил
• похвалил
4. «Свободный микрофон».
Любой ребенок по желанию может высказаться о проведенном мероприятии, занятии, держа в руках микрофон.
Другой вид оценки эмоционального состояния - использование невербальных техник. Здесь каждый ребенок не стесняясь мнения коллектива, и не боясь осуждения, может смело выразить свое мнение. Главное, что невербальные техники проводятся намного быстрее, красочнее, показательнее.
Учитывая специфику возраста, на начальном этапе можно использовать разнообразный наглядный материал (маркеры настроения) : смайлики настроений (двух видов, звёздочки (цветочки, флажки, бабочки) двух разных цветов; солнце - лучики желтые и синие; цветок – лепестки (2 цвета).
Когда дети освоят два эмоциональных маркера (положительный и отрицательный) их спектр расширяется. К старшему дошкольному возраста таких маркеров может быть уже четыре или пять:
радостный,
улыбающийся,
задумчивый/грустный,
слезливый,
сердитый.
(елочка с игрушками, веер смайликов)
«Сказочное дерево»
Дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:
Плоды – дело прошло полезно,
Цветок – довольно неплохо;
Зелёный листик – не совсем удовлетворён;
Жёлтый листик – неудовлетворённость.
«Мишень» (рефлексия работы в паре, малой группе)
Дети на доске заполняют «рефлексивную мишень», оценивая свою деятельность или деятельность другого ребенка (детей).
Рефлексию в конце занятия можно проводить исходя из темы занятия. Активно используются «Рефлексивные экраны».
(светофор, животные, дом 3-х этажный)
«Чемпион».
Изображение пьедестала 1-е,2-е,3-е места, человечек по колличеству детей. Если вам сегодня было интересно, и вы со всем справились, то можете приклеить своего человечка на первое место, он молодец и одержал победу. Если вам было интересно, но не всё получалось легко, то приклейте вашего человечка на вторую ступеньку, он будет еще учится. А если вам сегодня было не очень интересно, вы испытывали трудности при выполнении заданий, то приклейте вашего человечка на третье место, не расстраивайтесь, ведь у вас обязательно всё получится в следующий раз!
Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе.
Для того чтобы развить у ребё нка навыки самоконтроля и самооценки педагогу необходимо:
1) использовать в практике всё многообразие форм рефлексии (словесные, рефлексивные экраны, маркеры и т. д.);
2) продумывать завершение каждой образовательной ситуации (занятия, организуемой с детьми с использованием методов и приёмов рефлексии;
3) учитывать индивидуальные и личностные особенности детей своей возрастной группы;
4) знакомить родителей (законных представителей) со способами развития рефлексивного контроля, как необходимого качества успешного обучения в школе.
Рефлексия :
Поставь смайлик на нужную полоску
1. Занятие полезно, все понятно.
2. Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.
3. Еще придется потрудиться.
4. Да, трудно все-таки учиться!