Нина Жилина
Формирование знаний о здоровом образе жизни детей старшего дошкольного возраста на занятиях «Путь к здоровью»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта
Долгосрочный, исследовательский
Время реализации проекта:
1 год
Цель проекта:
Организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку разностороннее и гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления и повышения уровня здоровья; приобщение детей и родителей к физической культуре и здоровому образу жизни.
Задачи проекта:
1. Изучить состояние проблемы в теории и на практике.
Публикация «Формирование знаний о здоровом образе жизни детей старшего дошкольного возраста на занятиях „Путь к здоровью“» размещена в разделах
2. Разработать методы и приемы обучения детей по усвоению знаний о ЗОЖ.
3. Создать условия, благоприятные для охраны жизни и здоровья ребенка, для его психоэмоционального благополучия и развития.
4. Сформировать у детей потребность в здоровом образе жизни, стремление к сохранению и укреплению своего здоровья средствами физической культуры.
5. Способствовать повышению резервных сил организма за счет функциональных возможностей.
6. Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании здорового ребенка через вовлечение их в совместную деятельность.
Принципы реализации проекта:
Доступность – учет возрастных особенностей детей – адаптированность материала к возрасту;
Систематичность и последовательность – постепенная подача материала от простого к сложному – частое повторение усвоенных правил и норм;
Дифференциация – создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком;
Динамичность – интеграция образовательных областей.
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный (сентябрь 2018г.)
Цель: Изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей.
Задачи:
1. Проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей :
• исследование состояния здоровья детей;
• диагностика физической подготовленности дошкольников;
2. Изучение уровня осведомленности и мотивации родителей в вопросах формирования, укрепления и поддержания здоровья дошкольников :
• анкетирование родителей.
3. Изучение научно-методической литературы по проблеме:
• новые методики и технологии физического развития и оздоровления детей;
• анализ существующих инновационных форм работы методической службы;
• подбор новых, более эффективных, форм работы с родителями.
Интеграция образовательных областей «Физическое развитие» с другими областями
Образовательная область Интегрированное содержание
Социально-коммуникативное развитие Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Воспитание активной жизненной позиции. Сильный человек – не угроза, а опора для слабого. Ребенок в семье и сообществе. Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание. Формирование основ безопасности. Самоконтроль и саморегуляция собственных действий. Правила спортивных игр. Забота о себе – обязанность гражданина. Освоение культурно-гигиенических норм. Развитие умения понимать словесную инструкцию, подчиняться определенным правилам, участвовать в коллективных действиях, общаться.
Познание Строение человеческого организма. Способы передвижение человека и животных. Развитие сенсорики, мелкой моторики (дорожки здоровья). Пополнение словаря. Математические представления, связанные с движением: бег с ускорением, прыжки в длину и высоту, количество повторений, ориентирование по плану и т. д. Формирование пространственных представлений и ориентации в пространстве. Ознакомление с предметным окружением (из чего сделан спортивный инвентарь и одежда).
Речевое развитие Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Чтение произведений по теме («Мойдодыр», «Веселый турист», «Румяные щеки», «Два Мороза» и др., разучивание пословиц, считалок, речевок, девизов. Заучивание подвижных игр с правилами, развитие диалогической формы речи
Художественно-эстетическое развитие Продуктивная деятельность – рисование, аппликация, конструирование спортсменов, изготовление атрибутов, эмблем для игр и спорта, заучивание речевок, девизов. Заучивание песен к спортивным мероприятиям. Музыкальное оформление всех спортивных мероприятий. Ритмические движения и упражнения. Развитие положительных эмоций (коррекция психологических стрессов). Песенное творчество.
Актуальность темы
Одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Потребность в его здоровье есть у родителей, школы, общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье. Поэтому и в образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни.
Не исключая этих подходов, мы считаем, что главное – помочь ребенку лучше узнать себя, свой организм, научиться бережно относиться к себе, своему здоровью и здоровью других людей, знать и использовать возможности своего организма. Это очень важно, чтобы с малых лет у ребенка формировалось саногенное мышление, то есть способность управлять своим умственным миром, совершенствовать свое нравственное сознание, выстраивать свое поведение так, чтобы не быть предрасположенным к нездоровому образу жизни, а получать удовлетворение от своей умелости, ловкости, всегда стремиться укреплять свое здоровье и относиться к этому осознанно, выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
Это возможно при создании определенных условий: необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми, конструируя познавательную деятельность детей в быту, в игре.
Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию достижений и физическому развитию детей. Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека.
Забота о ЗОЖ – это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.
Изучение состояния проблемы в теории и на практике
Цель: Накопление теоретических знаний вычленения нужной информации для выработки и формирования определенного подхода к проблеме.
Технология:
1. Анализ программы «От рождения до школы».
2. Анализ Госстандарта.
3. Изучение литературы по данной теме.
Результативность:
1. Повысился профессиональный уровень, накоплены теоретические знания, необходимые для дальнейшей теоретической работы.
2. Подобрана соответствующая литература.
3. Составлена картотека литературы, документов, статей по данной проблеме.
Диагностика уровня знаний детей по валеологии
«Здоровый человек»
Цель: Выявить начальный уровень знаний детей по данной проблеме и обработать полученные результаты.
Технология:
1. Разработать диагностирующие карты для обследования детей.
2. Разработать методику педагогического диагностирования детей о ЗОЖ у тетей старшего дошкольного возраста.
3. Интерпретация полученных результатов.
Результаты:
ДО ПОСЛЕ
Уровень знаний о ЗОЖ был низким Обозначены проблемы, требующие решения
Создание развивающей среды в группе
Цель: Создать в группе условия, способствующие более полному усвоению знаний о ЗОЖ у детей.
Технология:
1. Анализ развития среды по данной проблеме.
2. Разработка перспективного плана оснащения группы по формированию у детей знаний о ЗОЖ.
3. Создание развития среды в группе.
Результаты:
Выявлены проблемы, решение которых необходимо для создания развивающей среды в группе В группе создана среда, способствующая усвоению детьми знаний о ЗОЖ
Система работы по формированию у старших дошкольников знаний по валеологии на занятиях
Цель:
1. Определить состав и последовательность освоения.
2. Разработать методику обучения детей по усвоению знаний о ЗОЖ
Технология:
Разработать цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста.
Результаты:
ДО ПОСЛЕ
Не было системы занятий в соответствии с программой «От рождения до школы» Разработан и успешно применен на практике цикл занятий «детей старшего дошкольного возраста»
Взаимодействие с родителями по формированию у
старших дошкольников знаний о ЗОЖ
Цель: Пропаганда значимости воспитания у детей знаний о ЗОЖ.
Технология:
1. Анкетирование родителей.
2. Проведение родительского собрания.
3. Помощь родителей в создании развивающей среды.
4. Помощь родителей в проведении мероприятий.
Результаты:
ДО: Недопонимание родителями значимости валеологического сопровождения физического воспитания детей ПОСЛЕ : Родители стали активными помощниками и участниками формирования у детей знаний о ЗОЖ
«Мама, папа и я – спортивная семья»
Цель: Накопление эмоционально-положительного опыта детей и физического воспитания в совместной деятельности со взрослыми.
«Здоровье и я»
Цель: Дать детям необходимую сумму знаний об основных внешних органах человека и их назначении, о том, что такое здоровье и как о нем заботиться.
«Здоровый образ жизни»
Цель: Сформировать осознанное отношение к необходимости укреплять здоровье, познакомить с компонентами ЗОЖ.
Результативность:
У детей появился достаточный уровень знаний о пользе закаливания организма, правилах ухода за телом. Повысился интерес к научно-поисковой работе у педагогов и родителей. Дети владеют культурно-гигиеническими навыками. Знают о значении витаминов для здоровья человека. Они сами готовили винегрет. Дети получили представление о том, чему учат в саду, о многообразии пространственных отношений в окружающем мире, о роли времени в природе и жизни людей, о важности мышления для учебы.