Марина Мироненко
Речевые игры с ребёнком во время прогулки
▼ Скачать + Заказать документы
Речь ребёнка наиболее эффективно развивается в игре. Игры имеют большое значение в нравственном, физическом и познавательном развитии детей.
Речь является чрезвычайно тонкой, сложной и точной формой отражения в человеческом мозгу объективной реальности и представляет собой, по выражению И. П. Павлова «высший регулятор человеческого поведения». Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Очень важно, чтобы взрослые общались с ребёнком как можно чаще, в разговоре следили за своим произношением, говорили не торопясь, чётко произносили все звуки и слова.
Публикация «Речевые игры с ребёнком во время прогулки» размещена в разделах
- Игры для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Через игру ребенок активизирует и обогащает свой лексический минимум, развивает слуховое внимание и навыки связной речи. Речевые игры помогают нашим детям общаться между собой, понимать друг друга, находить компромиссы в спорных ситуациях, узнавать что-то новое.
Развитие слухового внимания
«Послушай и скажи»
Цель. Накопление словаря и развитие фразовой речи. Развитие слухового внимания.
Описание игры. Взрослый предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (шорох листьев, лай собаки, мяуканье кошки, стук дверью, свист в свисток, щебет птиц, сигнал машины, разговор прохожих и т. д.). Дети должны ответить целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.
«Часовой на посту»
Цель. Развитие ориентации в пространстве.
Оборудование. Повязка на глаза
Описание игры. Посредине площадки чертят круг. В середине круга ребёнок с завязанными глазами (часовой). Все дети с одного конца площадки должны пробраться тихонько через круг на другой конец. Часовой слушает. Если услышит шорох, кричит: «Стой!» Все останавливаются. Часовой идёт на звук и старается отыскать, кто шумел. Найдённый выходит из игры. игра продолжается дальше. После того как будут пойманы четыре-шесть детей, выбирается новый часовой, и игра начинается сначала.
«Улитка, узнай, чей голосок?»
Цель. Найти товарища по голосу и определить направление звука в пространстве.
Оборудование. Повязки.
Описание игры. Водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети тихо переходят или перебегают с одного места на другое (лают, кричат петухом, кукушкой, зовут водящего по имени). Если водящий кого-нибудь поймает, пойманный должен подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал.
Развитие речевого слуха
«Лягушка»
Цель. Узнать товарища по голосу.
Описание игры. Дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит:
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки,
Увидала комара,
Закричала…
Тот, на кого он указал, в этот момент говорит: «Ква-ква-ква».
По голосу водящий должен определить, кто лягушка.
«Шепот, шепот, ты узнай»
Цель. Развивать остроту слуха. Развитие фонематического слуха.
Описание игры. Вариант 1. Играющие разбиваются на две равные группы и строятся в одну шеренгу. Ведущий отходит на определённое расстояние, становится напротив и чётким, внятным шёпотом (уловимым только в том случае, если каждый активно вслушивается) отдаёт команды («Руки вверх, в стороны, кругом» и другие, более сложные). Постепенно отходя всё дальше, ведущий делает свой шёпот менее уловимым и усложняет упражнения.
Вариант 2. Все дети сидят по кругу. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить какое-нибудь движение, а затем едва уловимым шёпотом произносит имя (фамилию) того, кто должен выполнить. Если ребёнок не расслышал своё имя, ведущий вызывает другого ребёнка. В конце игры взрослый объявляет, кто был самый внимательный.
«Светофор»
Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух
Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и зеленый).
Описание игры. Взрослый предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять светофор зеленого цвета, если нет – поднимают красный.
«На картинку посмотри- слова с нужным звуком назови»
Цель. Нахождение звука в названиях предметов по картине.
Оборудование. Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определённым звуком.
Описание игры. Взрослый показывает детям картину, например, «Огород». После рассматривания картины взрослый предлагает рассказать, что собирают дети на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звук р (звук с). За каждое слово даётся картонный кружок. Выигрывает тот, у кого больше кружков.
Телеграф
Цель. Обучение слоговому анализу слов.
Оборудование. Барабан, бубен.
Описание игры. Дети садятся в ряд. Взрослый объясняет, что каждому ребёнку будет дано слово, которое он должен отстучать или отхлопать. Произносит отчётливо и громко, слово, например, колесо. Вызванный ребёнок должен отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове. Взрослый даёт детям разные по количеству слогов слова. Победителями будут те, кто не сделает ни одной ошибки.