Приложение МААМ

Речевые игры по лексической теме «Хлеб»

Елена Истратова
Речевые игры по лексической теме «Хлеб»
▼ Скачать + Заказать документы

Игра «Назови ласково»

(образование уменьшительно-ласкательных форм существительных)

Колос – колосок, зерно – зернышко, хлеб – хлебушек, блин – блинчик, булка – булочка, баранка – бараночка, печенье – печеньице, сушка – сушечка, пирог – пирожок. И т. д.

Игра «Откуда пришёл хлеб?»

(развитие диалогической речи; образование падежных форм существительных)

- Откуда хлеб пришёл? – Из магазина.

- А в магазин как попал? – Из пекарни.

- Что делают в пекарне? – Пекут хлеб.

Публикация «Речевые игры по лексической теме „Хлеб“» размещена в разделах

-Из чего пекут хлеб? – Из зерна.

- Откуда зерно? – Из колоса пшеницы.

- Откуда пшеница? – Выросла в поле.

- Кто её посеял? – Люди. /Хлеборобы/.

- А что они делают? – Хлеб убирают.

Игра «Чего нет?»

(образование родительного падежа существительных единственного числа)

Пшеница – нет пшеницы.

Овёс – нет овса.

Сеялка – нет сеялки.

Каравай – нет каравая.

Зерно – нет зерна.

Колос – нет колоса.

Комбайн – нет комбайна.

Хлеб – нет хлеба.

Батон – нет батона.

Машина – нет машины.

Рожь – нет ржи.

Мука – нет муки.

Игра «Самый умный»

(образование относительных прилагательных)

Поле, на котором выращивают рожь. /Ржаное поле/.

Поле, на котором выращивают пшеницу. /Пшеничное поле/.

Колос пшеницы. /Пшеничный колос/.

Мука из пшеницы. /Пшеничная мука/.

Мука из ржи. /Ржаная мука/.

Хлеб из пшеницы. /Пшеничный хлеб/.

Хлеб из ржи. /Ржаной хлеб/.

Игра «Доскажите вторую часть пословицы»

(развитие связной речи)

* Не будет хлеба, … (не будет и обеда).

* Без соли не вкусно, а без хлеба … (несытно)

* Без печки холодно – без хлеба … (голодно).

* Хлеб – всему … (голова).

Игра «Родственные слова»

(подбор однокоренных слов)

Назовите хлеб ласково. /Хлебушек/.

Назовите крошки хлеба. /Хлебные крошки/.

Вкусный и полезный квас из хлеба. /Хлебный квас/.

Посуда для хлеба. /Хлебница/.

Человек, который выращивает хлеб. /Хлебороб/.

Прибор для резания хлеба. /Хлеборезка/.

Завод, где выпекают хлеб. /Хлебозавод/.

Игра «Доскажи словечко»

(подбор рифмы; активизация словарного запаса по теме)

Зерно, скорее созревай,

Испечём мы (каравай).

Для больших и малышей

Будет много (калачей).

Для маленькой публики

Свяжем в вязку (бублики).

Всем без исключения –

Вкусное (печенье).

Наберём зерна мы вволю

На пшеничном зрелом… (поле).

Игра «Доскажи словечко, изменив слово «хлеб» по смыслу»

(образование падежных форм существительных)

Я знаю пословицу о …. (хлебе).

Мама купила пшеничный …. (хлеб).

Дети едят суп с … (хлебом).

Ваня пошел в магазин за … (хлебом).

Я не люблю есть суп без …. (хлеба).

У меня дома нет … (хлеба).

Игра «Один – много»

(образование множественного числа существительных в именительном падеже)

батон – батоны

колос — …

зерно — …

булка – …

комбайн — …

крошка — … И. т. д.

Игра «Каким бывает хлеб?»

(подбор прилагательных к существительному)

Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный, белый, ржаной, пшеничный, чёрствый, …

Игра «Какой хлеб?»

(подбор прилагательных к существительному)

Хлеб по запаху (какой) — пахучий, душистый, ароматный.

Хлеб на вкус (какой) — вкусный, приятный.

Хлеб на ощупь (какой) — свежий, мягкий, пышный, твердый.

Игра «Посчитай»

(согласование существительных с числительными)

Один колос, два, три, четыре…., пять…

Одно зернышко, два, три, четыре, пять …

Одна булочка, две, три, четыре, пять …

Одна мельница, две, три, четыре, пять… И т. п.

Игра «Как правильно сказать? Соедините правильно»

(соотнесение существительных и образованных от них относительных прилагательных)

пшено (просо) манная каша

гречка рисовая каша

геркулес (овес) пшенная каша

пшеница гречневая каша

рис геркулесовая каша

Игра «Узнай профессию»

(активизация словаря по теме)

Кто работает на тракторе? (Тракторист.)

Кто работает на комбайне? (Комбайнер.)

Кто пашет землю? (Пахарь, землепашец.)

Кто выращивает хлеб? (Хлебороб.)

Кто работает на мельнице? (Мельник.)

Кто работает в пекарне? (Пекарь.)

Игра «Отгадай, что это?»

(согласование прилагательного и существительного в роде, числе;

развитие языкового чутья)

- Я загадала одно слово, а ты попробуй отгадать, что это. Ржаная – это лепешка или хлеб? (Если ребенок ошибся, например, сказал: «ржаная – это хлеб», то надо его спросить, выделяя интонационно окончание слова: «А мы так говорим «ржанАЯ хлеб»? Как мы говорим? Хлеб какой? РжанОЙ. Значит, ржанАЯ – это что? Лепешка»).

Примерные загадки — вопросы для игры с дошкольниками:

• Ржаное — это поле или хлеб?

• Пшеничный – это колосок или поле?

• Пшеничная – это мука или пирожок?

• Пшеничное – это мука или тесто?

• Ржаные – это колоски или колосок?

• Пшеничные - это пироги или мука?

• Хлебные – это крошки или посуда?

• Хлебный – это квас или крошки?

Игра «Придумай слово»

(развитие словотворчества)

Задание 1. Посуда для сахара – сахарница, для конфет – конфетница, а для хлеба? Как называется посуда для хлеба? (Хлебница).

Задание 2. Прибор, который режет овощи, называется «овощерезка», а как называется прибор, который режет хлеб? (Хлеборезка).

Задание 3. Завод, где делают хлеб, называется как? (Могут быть разные варианты ответов детей, пусть дошкольники придумают свои – «хлебник», «хлебный завод», «хлебофабрика» и другие любые варианты).

После этого подскажите: «Завод, где выпускают продукты из рыбы, называется «рыбозавод». Как же может называть завод, где делают хлеб? Попробуйте догадаться».

Если дети не догадались, то скажите: «Да, такие слова, которые вы придумали, действительно могли бы быть в русском языке. Вы придумали замечательные слова! Но люди договорились называть такой завод по-другому: «хлебозавод». Поэтому мы говорим так: «Хлеб выпекают на…? (хлебозаводе)»; «В магазин привезли хлеб, сделанный на? (хлебозаводе)».

Где еще могут выпекать хлеб? Расскажите, что пекари выпекают хлеб в пекарне. Хлебозавод большой, там работает много людей. А пекарня маленькая. В ней работает несколько пекарей.

Задание 4. Человека, который выращивает хлеб, работает на поле, называют «хлебороб». А как можно назвать человека, который печет хлеб? (Хлебопек).

Игра «Составь предложение»

(формирование умения составлять предложение по двум опорным словам)

Повар – блины

Пирожки – духовка

Магазин – хлеб

Маша - булочки

Игра «Что делают с хлебом?»

(подбор глаголов к существительному)

С хлебом что делают? (Сеют, выращивают, убирают, едят, покупают, продают, пекут,).

Публикации по теме:

Итоговое занятие по лексической теме «Транспорт» в форме игры КВН «Знатоки транспорта» Тема: «Знатоки транспорта». Тип. Итоговое занятие по лексической теме «Транспорт» в форме игры КВН. Возраст. 5-6 лет. Задачи. Познание Обобщать.

Игровые технологии по лексической теме «Откуда хлеб пришел? Хлебобулочные изделия» в старшей группеИгровые технологии по лексической теме «Откуда хлеб пришел? Хлебобулочные изделия» в старшей группе Цель: Познакомить детей с процессом выращивания хлеба, дать представление о том, как хлеб пришёл к нам на стол. Донести до их сознания,.

Игры и упражнения по лексической теме «Инструменты» Предметный словарь: Инструменты, молоток, пила, клещи, коловорот, стамеска, отвертка, ру-банок, клещи, гвозди, ключ, гайка, болт, кисть,.

Игры и упражнения по лексической теме «Будь здоров» Лексическая тема: «Будь здоров» Расширение словарного запаса детей: Предметный словарь: Здоровье, спорт, закаливание, воздух, игра, бег,.

Лингвистические игры по лексической теме «Овощи» Картотека лингвистических игр по лексической теме «Овощи» 1) «Что сажают в огороде» Задачи: учить детей классифицировать предметы по определенным.

Презентация «Речевые игры по теме «Осень» речевые игры для дошкольников по теме "Осень" Такие игры хорошо расширяют словарь, тренируют внимание и память и незаметно улучшают грамматический.

Речевые игры с пескомРечевые игры с песком Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало: Любовь, желанье, доброта, Чтоб вера в детство не пропала. Простейший ящик из.

Речевые упражнения по лексико-грамматической теме «Игрушки» Речевые упражнения по лексико-грамматической теме "Игрушки" Цель: совершенствовать лексико-грамматические представления по теме "Игрушки".

«Каравай, сушки, булки и любимый Колобок». Сценарий развлечения по лексической теме «Хлеб — всему голова» Цель: Уточнить и обогащать знания детей о хлебе и хлебобулочных изделиях, воспитывать бережное отношение к хлебу;.

Занятие по лексической теме «Откуда хлеб пришёл» Задачи: Коррекционно-образовательные: обобщать и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления хлеба, обогащать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевые игры по лексической теме «Хлеб»
Опубликовано: 16 декабря 2018 в 20:55
+28Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевые игры по лексической теме «Хлеб»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Истратова (УИ 453132) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД