Капалина Ольга
Речевые игры. Игровой досуг на природе
▼ Скачать + Заказать документы
Провела: учитель-логопед Капалина Ольга Семёновна.
МБДОУ детский сад комбинированного вида №54 «Ласточка» пос. Авсюнино Московской области.
В летний период продолжается работа учителя-логопеда с детьми: повторяются пройденные темы, закрепляются поставленные звуки. Чтобы разнообразить деятельность и внести элемент новизны в работу с детьми, целесообразно проводить речевые игры на природе. Это необычно, увлекательно и интересно для всех участников, к тому же решает сразу несколько задач. Предлагаю вариант речевых игр на природе.
Публикация «Речевые игры, Игровой досуг на природе» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель: уточнение и дальнейшее расширение первичных естественно-научных представлений, закрепление поставленных звуков через подвижные и дидактические игры.
Задачи:
• Закрепление знаний о временах года;
• Актуализация и расширение словаря по теме «Цветы»;
• Закрепление звучания свистящих, шипящих, сонорных звуков;
• Развитие быстроты реакции, точных движений, крупной моторики;
• Развитие памяти, внимания, мыслительных операций.
Оборудование: Изображения цветов, венок из цветов, шнур с колокольчиком, деревянные ложки, миски, корзинки, яйца от киндер-сюрприза, букет цветов.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Сообщение цели образовательной деятельности.
1. Беседа о времени года.
Логопед спрашивает о времени года и просит детей назвать признаки лета:
Солнце сильно греет
Воздух горячий
Ветер тёплый
Деревья и кустарники покрыты тёмно-зелёной листвой
Трава высокая и густая
В траве много цветов и т. д.
2. Загадки о цветах.
Золотой и молодой
За неделю стал седой,
А денёчка через два
Облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик
Бывший. (одуванчик)
У извилистой дорожки
Растёт солнышко на ножке.
Как дозреет солнышко,
Будет горстка зёрнышек. (подсолнух)
Посмотрите - у ограды
Расцвела царица сада.
Не тюльпан и не мимоза,
А в шипах красотка. (роза)
Из луковки вырос,
Но в пищу негож.
На яркий стаканчик
Цветок тот похож. (тюльпан)
На солнечной опушке
В траве стоит она.
Лиловенькие ушки
Тихонько подняла.
И тут поможет нам
смекалка -
Все зовут цветок. (фиалка)
Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикими
Алыми. (гвоздиками)
Белая корзинка –
Золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце. (ромашка)
Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит. (колокольчик)
(желательно заранее подготовить изображения цветов и демонстрировать их после каждой правильно отгаданной загадки, либо использовать цветочное табло с изображением различных цветов, которое должно находиться перед детьми. В этом табло можно поместить и познакомить с такими полевыми и лесными цветами, как: дрёма, калужница, купальница, незабудка и другими. Ниже представляю элемент такого цветочного табло)
3. Рассказ о колокольчике.
Колокольчик – полевой цветок. Он цветёт летом, в июне-июле. У колокольчика тонкий стебель, длинные заострённые листочки и красивый цветок. Цвет колокольчика может быть синим, светло-фиолетовым, тёмно-голубым. По форме цветок напоминает колокол. Если его потрясти, то можно услышать тихий шорох.
[b]4.[/b] Рассказать о том, как раньше одним из увлечений девушек было плетение венков из полевых цветов. Красивые венки носили, с их помощью гадали и весело играли. Например, как в эту игру:
Подвижная игра «Венок»
На зелёном на лугу Дети образуют круг, идут, взявшись за [i][/i]
На речном на берегу руки по часовой стрелке и дружно
Мы венок сплели, повторяют слова. Вне круга против
Мы играть пошли. часовой стрелки бежит водящий с
Раз, два, три, венком в руке. На слово «беги» водящий
Беги! надевает венок на голову одному из детей. Водящий продолжает движение
против часовой стрелки. Ребёнок
с венком на голове бежит по часовой стрелке.
Побеждает тот, кто быстрее займёт освободившееся в круге место. Проигравший стано-
вится водящим и берёт в руки венок.
5. Определение значений многозначных слов: лук, ключ, ручка, колокольчик.
Далее играем с музыкальным колокольчиком в следующей игре.
Игра «Не задень колокольчик»
Цель: профилактика нарушения осанки, развития крупной моторики.
Описание игры:
Два взрослых держат в руках за концы шнур длиной 1,5-2м., к которому привязан колокольчик. Задача детей: подлезть под лентой, не задев её. Способы прохождения: прямо, прогнув спину; правым боком; левым боком; опираясь на колени и ладони; на ладони и ступни.
6. Игра «Пчёлы»
Цель: автоматизация звуков Л и Р, развитие внимания, быстроты реакции.
Описание игры:
В центр площадки помещается цветок (лучше яркий, крупный, желательно искусственный). Все дети делятся на «сторожей» и «пчёл». «Сторожа», взявшись за руки, ходят вокруг цветка и поют:
Пчёлки яровые, крылья золотые,
Что вы сидите, в поле не летите?
Летите за горы высокие,
За леса зелёные –
На кругленький лужок,
На лазоревый цветок.
«Пчёлы» стараются забежать в круг, а «сторожа», поднимая и опуская руки, мешают им. Как только одной из «пчёл» удаётся проникнуть в круг и коснуться цветка, «сторожа», не сумевшие уберечь цветок, разбегаются. «Пчёлы» бегут за ними, стараясь «ужалить». Затем «сторожа» и «пчёлы» меняются ролями.
Для закрепления поставленных звуков в занятие можно включить следующие игры:
7. Игра «Забор, змейка, замок, зонтик»
Цель: переключение движения в соответствии с командами.
Команды: «Забор» - встать плотно друг к другу.
«Змейка» - бежать мелкими шагами змейкой за ведущим.
«Замок» - взяться за руки, образовав круг.
«Зонтик» - поднять руки над головой, изображая зонтик.
Команды задаёт водящий, выбранный из числа детей.
8. Игра «Выше-ниже»
Цель: развитие произвольного внимания, переключения внимания, крупных мышц, дифференциации звуков Ш и Ж.
Описание игры:
Если предмет низкий – опуститься на корточки и сказать: «Ниже-ниже», прижав руки к земле.
Если предмет высокий – подняться на носочки, тянуть руки вверх и говорить «Выше-выше».
Слова-предметы: шкаф, жираф, мышка, башня, вышка, жаба, букашка, крошка, мошка, крыша, шоколадка, блошка, денежка.
9. Игра «Ложки-лукошки»
Цель: развитие быстроты реакции, крупной моторики, автоматизация звука Л, умения работать в команде.
Дети делятся на 2 команды и встают за линию в 2 колонны. Каждой команде даётся ложка (лучше деревянная). Напротив, на расстоянии 4-5 метров стоят миски с желудями (яйцами от киндер-сюрприза). Рядом скомандами – корзинки. Перед началом игры и передавая ложку следующему, игроку дети произносят слова:
Положите ложкой
Жёлуди в лукошко.
Выигравшей считается та команда, которая быстрее соберёт жёлуди в корзинки и без ошибок произнесёт фразу.
Итог образовательной деятельности.