Аида Никульникова
Речевые игры с песком
▼ Скачать + Заказать документы
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб вера в детство не пропала.
Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка,
Туда вольётся дивной сказкой
Игрушек маленький набор
Возьмём в игру…
Подобно Богу,
Мы создадим свой Мир чудес,
Пройдя Познания дорогу.
(Т. Грабенко)
Публикация «Речевые игры с песком» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с песком
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Действительно, что нужно для игры с песком? В первую очередь – желание и фантазия. Конечно, такую игру не сделаешь за один вечер….Для хорошей организации игр с песком и сыпучими материалами понадобиться гораздо больше времени и сил. Но эти усилия того стоят!
Игры с песком используются в различных направлениях педагогики и психологии. Песок или любой другой сыпучий материал благотворно влияют на эмоциональное состояние ребёнка. Игры с песком успокаивают излишне активных детей, а слишком спокойных побуждают к раскрепощению. Такие игры отлично развивают мелкую моторику рук, тактильные ощущения, координацию движений. Дополнительное развитие получают воображение, мышление, внимание, память.
Очень хорошо игры с песком влияют на развитие творческих способностей детей, ведь рисунки на таком материале можно «стереть» и нанести заново. Да и использовать этот материал можно не только в качестве «полотна» для рисования, но и как материал для лепки различных фигур.
Конечно, можно приобрести готовый кинетический песок. У данного материала много плюсов: он очень пластичен, не так сыпуч, как природный песок, изготовлен в различных цветовых вариантах, что даёт дополнительный простор для развития сенсорного восприятия ребёнка, не пачкает руки и так далее.
Но все таки у природного песка плюсов больше. В первую очередь, материал этот экологичен, не вызывает аллергии. Найти его можно на любой крупной стройке, а можно приобрести в специализированных магазинах. Можно использовать в больших количествам в силу своей дешевизны.
Независимо от того, где взят песок, его надо соответствующим образом подготовить. Обязательно надо его промыть. Для этого песок насыпается в достаточно большую ёмкость и заливается водой. Все инородные предметы (палочки, листики, травинки и так далее) всплывают на поверхность. Их необходимо удалить. После этого песок нужно перемешать и ещё раз удалить весь мусор, который всплывёт. Возможно, эту процедуру придётся повторить несколько раз. Далее песок следует прокалить в духовке. Здесь надо проявить осторожность: песок может стать хрупким.
Следующий этап в подготовке игр с песком – ёмкости для игр и хранения. Лучше, если будет как минимум две ёмкости. Одна, глубокая, для игр основанных на поиске объёмных предметов и вторая, менее глубокая, для поиска плоских предметов или карточек. Для этого прекрасно подойдут большой пластиковый пищевой контейнер и пластиковый поднос. Песок можно хранить в этом же контейнере, хорошо, если он будет герметично закрываться крышкой.
Для организации игр с песком можно использовать детские наборы для песочницы. Для разравнивания и создания рисунков на песке понадобятся грабельки, большие расчёски с редкими и частыми зубьями, малярные резиновые валики с рисунком, палочки для суши, для поиска предметов- лопаточки, ложки, большие кисточки. В качестве предметов для поиска можно использовать игрушки из «киндер- сюрпризов», наборы фигурок по мотивам мультфильмов, маленькие машинки, бусы или отдельные бусинки, пуговицы, в том числе пуговицы в виде животных, птиц, насекомых, цветов, мелкие муляжи фруктов и овощей и так далее.
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ С ПЕСКОМ
Игры на автоматизацию звуков
1. В плоскую ёмкость выкладываются карточки с картинками на заданный звук и присыпаются песком. При помощи кисточки ребёнок ищет карточки и называет слово. Эту же игру можно использовать и при дифференциации звуков. Карточки лучше заламинировать.
2. В следующей игре можно использовать любые предметы для поиска (камушки, обкатанные стекляшки, бусинки, природный материал (каштаны, жёлуди, любые фигурки одной тематики). Ребёнок находит предмет и называет слово с заданным звуком.
Игры на дифференциацию звуков
1. В игре используются фигурки из знакомых детям мультфильмов, например, «Маша и медведь». В этой игре Маша обозначает твёрдый звук, а медведь мягкий. Предварительно надо рассказать ребё нку историю про героев: «Жили- были в одном домике Маша и медведь. Маша была девочка с твёрдым характером, а медведь с мягким, во всем ей уступал. Маша любила слова с твёрдым звуком (произносит заданный звук, а медведь с мягким звуком. Например, Маша любила малину (звук М, а медведь мёд (звук Мь). Давай поиграем в эту игру. Если ты найдёшь в песке Машу, то произносишь слово с твёрдым звуком, а если медведя- с мягким».
Эту игру можно использовать при дифференциации глухих и звонких звуков, рассказав ребёнку историю о Машеньке со звонким голосом и медведе с глухим голосом.
Игры на определение места звука в слове.
1. Лучше всего для этой игры подойдут шарики марблс или любые круглые предметы. Используются шарики трёх цветов. Каждый цвет обозначает место звука в слове : в начале, в середине, в конце. Для того, чтобы дети не забывали это правило, используется карточка со схемами места звука в слове, где указаны цвета шариков.
Игры по лексическим темам
1. В глубокую ёмкость закапываются предметы соответствующие по назначению лексической теме. Например, фрукты и овощи. Нужно отыскать все предметы и разложить в две тарелочки, называя каждый предмет. Для таких игр можно использовать пуговицы в виде животных, различные виды машинок и спецтехники. Можно заменить предметы заламинированными карточками с картинками по лексической теме, но в этом случае лучше использовать плоскую ёмкость и кисточку.
2. При изучении материала по лексическим темам, можно использовать следующую игру. В плоской ёмкости с песком засыпаются карточки по теме. Взрослый загадывает загадку, а ребёнок «ищет» отгадку. Если ребёнок откопал не ту карточку, то следует засыпать ее песком и продолжить поиск.
Игры для развития связной речи
1. Можно использовать песок и для составления рассказа. Для этой игры нужны сюжетные карточки несложного содержания. Ребёнок составляет рассказ по картинке и рисует пальцем, палочкой, карандашом на песке развитие сюжета.
2. Можно использовать песок и для пересказа. Взрослый читает текст, а ребёнок зарисовывает его на песке. Если ребёнок затрудняется, то следует ему помочь. Потом ребёнок пересказывает текст, пользуясь своими зарисовками.
3. для организации игры по развитию связной речи можно использовать фигурки героев мультфильмов. Попросить ребёнка найти предметы и вспомнить любимую серию мультфильма. А можно предложить придумать новую историю. Если играют несколько детей, то по мере нахождения фигурок распределяются роли. Дети от лица героев ведут диалог.
Игры для подготовки к обучению грамоте.
1. Для этой игры можно использовать природные камушки округлой формы или готовые пластиковые и стеклянные. На каждом камушке надо написать одну букву алфавита. Ребёнок ищет камушки и называет буквы. Можно играть как в глубокой ёмкости, так и в плоской.
2. Та же игра, но вместо камушков – карточки с буквами алфавита. Карточки лучше заламинировать. Играть нужно только в плоской ёмкости, используя большие кисточки.
3. Следующая игра для детей, которые уже умеют читать и писать. В плоскую ёмкость положить карточки с буквами для составления 3-4 слов и засыпать их песком. Около ёмкости положить карточки с изображениями, соответствующими заданным словам. Надо найти карточки с буквами и составить слова.