кахриманова гулейбат
Дидактические речевые игры по формированию словаря у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Что к чему?
Воспитатель предлагает детям собрать карточки одного вида следующим образом: собрать все овощи вокруг карточки «кастрюля», ягоды- вокруг «тарелки», зверей – вокруг «дерева» и т. д.
Лото «Собери «вид»»
Игровая задача- подобрать все 6 карточек к определённому обобщению (карточке «Вид»).
Количество игроков: от 2 до 6.
Публикация «Дидактические речевые игры по формированию словаря у старших дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» июнь 2024
Игроки выбирают по карточке «Вид». Колода карточек- в руках у ведущего (можно в тканевом мешочке). Ведущий достаёт по очереди карточки и показывает игрокам. Ребёнок, который первым говорит: «Беру», называет то, что изображено на рисунке, и слово-обобщение (т. е. вид: «Это одуванчик. Цветок») Затем он забирает карточку и прикладывает её к своей карточке «Вид». По окончании игры все карточки переворачиваются и сверяются по рубашкам (цвет и узор должны совпасть). Побеждает тот, кто первым правильно соберёт максимальное количество рисунков (шесть) своего вида.
Игра «Подбери рифму».
Воспитатель показывает детям фотокарту. Дети называют одним словом, что на ней изображено, затем вместе придумывают слова, которые рифмуются с названием картинки.
Примеры рифм к фотокартам: ДОМ-сом, ком, лом; КОШКА- мошка, окошко, окрошка; МАК- лак, кулак, гамак, рак; ШИШКА- книжка, малышка, мишка; МЫШЬ-камыш, малыш; МЯЧ- грач, врач, калач; ЧАЙКА- лайка, майка, зайка, балалайка.
«Найди своё место».
Воспитатель заранее делит набор фотокарт на две группы так, чтобы к каждому названию фотокарты из первой группы можно было бы подобрать рифмующуюся пару из второй группы. Фотокарты первой группы воспитатель заранее раскладывает по стульям, вторую группу складывает в коробку. Во время игры воспитатель предлагает детям по очереди выбрать себе с закрытыми глазами по одной фотокарте из коробки. Каждый ребёнок, выбрав карту, показывает её всем и называет одним словом, что на ней изображено. Воспитатель: «Посмотри, на каком стуле лежит карта, название которой рифмуется с твоим словом? Если найдёшь, возьми её и сядь на этот стул».
Игра «Всё наоборот»
Пазлы делятся на две стопки: левые (зелёные) и правые (синие). Зелёные части пазла раздаются детям, а синие остаются у ведущего. Ведущий поочерёдно достаёт их из мешочка (или из стопки) и показывает игрокам. Игроки должны подобрать подходящие антонимы к своим зелёным карточкам и назвать их (лёгкий- тяжёлый, добрый- злой и т. д.)
Перескажи сказку.
Воспитатель называет сказку, а ребёнок собирает цепочку пазлов. Выкладывая пазлы, ребёнок пересказывает сказку.
Вариант. «Найди ошибку» Перед детьми выкладывается цепочка пазлов знакомой сказки, в цепочке допущены ошибки. Детям нужно найти ошибку, восстановить правильную последовательность, при необходимости и желании пересказать сказку.
Сказочные разговоры.
Ведущий (воспитатель или ребёнок) подбирает пары пазлов. Дети договариваются, кто за кого будет говорить, и восстанавливают диалог героев сказки.
Вариант. Ведущий подбирает пары пазлов. Дети самостоятельно составляют диалоги героев сказки, например: «Позвал дед бабку. Как дед звал бабку? Что отвечала бабка дедке?»
Где начало, где конец?
Воспитатель выкладывает три пазла «?» в ряд. Они обозначают начало, середину и конец повествования. Затем называет сказку, предлагает отобрать соответствующие пазлы и разложить их под карточками «?». Дети пересказывают сказку, делая паузы между структурными частями. Воспитатель помогает, а также обращает внимание детей на то, что середина сказки может быть длинней и состоять из нескольких пазлов.
Расскажи свою сказку.
Дети создают свою сказку с опорой на основной вариант. Для этого они переставляют персонажей местами, добавляют новых. Рассказывают свой вариант сказки.