кахриманова гулейбат
Дидактические речевые игры по формированию словаря у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Что к чему?
Воспитатель предлагает детям собрать карточки одного вида следующим образом: собрать все овощи вокруг карточки «кастрюля», ягоды- вокруг «тарелки», зверей – вокруг «дерева» и т. д.
Лото «Собери «вид»»
Игровая задача- подобрать все 6 карточек к определённому обобщению (карточке «Вид»).
Количество игроков: от 2 до 6.
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Проекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры и пособия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» июнь 2024
Игроки выбирают по карточке «Вид». Колода карточек- в руках у ведущего (можно в тканевом мешочке). Ведущий достаёт по очереди карточки и показывает игрокам. Ребёнок, который первым говорит: «Беру», называет то, что изображено на рисунке, и слово-обобщение (т. е. вид: «Это одуванчик. Цветок») Затем он забирает карточку и прикладывает её к своей карточке «Вид». По окончании игры все карточки переворачиваются и сверяются по рубашкам (цвет и узор должны совпасть). Побеждает тот, кто первым правильно соберёт максимальное количество рисунков (шесть) своего вида.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Что к чему Воспитатель предлагает детям собрать карточки одного вида следующим образом собрать все овощи вокруг карточки кастрюля ягоды вокруг тарелки зверей вокруг дерева и т](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-728869-1718716494.jpg)
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Лото Собери вид Игровая задача подобрать все карточек к определённому обобщению карточке Вид](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-728869-1718716715.jpg)
Игра «Подбери рифму».
Воспитатель показывает детям фотокарту. Дети называют одним словом, что на ней изображено, затем вместе придумывают слова, которые рифмуются с названием картинки.
Примеры рифм к фотокартам: ДОМ-сом, ком, лом; КОШКА- мошка, окошко, окрошка; МАК- лак, кулак, гамак, рак; ШИШКА- книжка, малышка, мишка; МЫШЬ-камыш, малыш; МЯЧ- грач, врач, калач; ЧАЙКА- лайка, майка, зайка, балалайка.
«Найди своё место».
Воспитатель заранее делит набор фотокарт на две группы так, чтобы к каждому названию фотокарты из первой группы можно было бы подобрать рифмующуюся пару из второй группы. Фотокарты первой группы воспитатель заранее раскладывает по стульям, вторую группу складывает в коробку. Во время игры воспитатель предлагает детям по очереди выбрать себе с закрытыми глазами по одной фотокарте из коробки. Каждый ребёнок, выбрав карту, показывает её всем и называет одним словом, что на ней изображено. Воспитатель: «Посмотри, на каком стуле лежит карта, название которой рифмуется с твоим словом? Если найдёшь, возьми её и сядь на этот стул».
Игра «Всё наоборот»
Пазлы делятся на две стопки: левые (зелёные) и правые (синие). Зелёные части пазла раздаются детям, а синие остаются у ведущего. Ведущий поочерёдно достаёт их из мешочка (или из стопки) и показывает игрокам. Игроки должны подобрать подходящие антонимы к своим зелёным карточкам и назвать их (лёгкий- тяжёлый, добрый- злой и т. д.)
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Количество игроков от до](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-728869-1718716881.jpg)
Перескажи сказку.
Воспитатель называет сказку, а ребёнок собирает цепочку пазлов. Выкладывая пазлы, ребёнок пересказывает сказку.
Вариант. «Найди ошибку» Перед детьми выкладывается цепочка пазлов знакомой сказки, в цепочке допущены ошибки. Детям нужно найти ошибку, восстановить правильную последовательность, при необходимости и желании пересказать сказку.
Сказочные разговоры.
Ведущий (воспитатель или ребёнок) подбирает пары пазлов. Дети договариваются, кто за кого будет говорить, и восстанавливают диалог героев сказки.
Вариант. Ведущий подбирает пары пазлов. Дети самостоятельно составляют диалоги героев сказки, например: «Позвал дед бабку. Как дед звал бабку? Что отвечала бабка дедке?»
Где начало, где конец?
Воспитатель выкладывает три пазла «?» в ряд. Они обозначают начало, середину и конец повествования. Затем называет сказку, предлагает отобрать соответствующие пазлы и разложить их под карточками «?». Дети пересказывают сказку, делая паузы между структурными частями. Воспитатель помогает, а также обращает внимание детей на то, что середина сказки может быть длинней и состоять из нескольких пазлов.
Расскажи свою сказку.
Дети создают свою сказку с опорой на основной вариант. Для этого они переставляют персонажей местами, добавляют новых. Рассказывают свой вариант сказки.
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Темочки Дидактические игры для детей](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-728869-1718717163.jpg)