Абдулатиф Мавланов
Речевое развитие и проблемы обучения иностранного языка в школах
▼ Скачать
В течение последних нескольких лет, изучение иностранного языка стало не столько способом саморазвития, сколько необходимостью. Иностранный язык стал обязательным компонентом обучения не только в школах и вузах, но и во многих дополнительных дошкольных учреждениях. Востребованность иностранного языка в обществе с одной стороны, а также понимание родителями того, что язык является не только фактором образованности современного человека, но и основой его социального и материального благополучия в обществе - с другой, на данный момент делают раннее обучение иностранному языку особенно популярным и актуальным. Если еще 20 лет назад знание языка требовалось лишь в работе некоторых сфер, то сейчас владение хотя бы одним иностранным языком является обязательным.
Публикация «Речевое развитие и проблемы обучения иностранного языка в школах» размещена в разделах
Уместно вспомнить фразу А. Н. Леонтьева, который сказал, что учащийся должен “прожить обучение, что означает, что преподаватель создает такую педагогическую ситуацию на уроке, когда обучение становится частью личной жизни учащегося и приобретает для него глубокий практический смысл”. 1 Поэтому основные функции на уроке сегодня являются:
– создание условий для включения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность,
– обеспечение эмоциональной поддержки в учебном труде, а также создание общего позитивного эмоционального фона.
Всегда надо начинать урока с этапа “warming –up activity”. Данный момент прекрасно “разогревает” учащихся и готовит к работе на уроке. Это владеется разнообразными “уловками” : играми, микродиалогами, эмоциональными песенками и стихами. Часто надо использовать на уроках считалки, стихи, скороговорки, ребусы, загадки, чтобы с первых минут привлечь внимание учащихся к теме урока, настроить их органы речи к произношению на языке. Если случится, дети приходили на урок уставшие, но все равно, по обоюдному согласию, урок шел в быстром темпе, лишь с более частыми мини-паузами на отдых. На уроках надо применять различные “оживлялки”, как валеологические, оздоровительные (гимнастика для глаз, интересные игровые физпаузы, так и разнообразными подвижными играми.
Этапы речевого развития ребенка А. Н. Леонтьев устанавливает 4 этапа в становлении речи детей: 1-й - подготовительный (с момента рождения - до 1 года); 2-й - преддошколъный (от 1 года до 3 лет); 3-й - дошкольный (от 3 до 7 лет); 4-й - школьный (от 7 до 17 лет).
В преподавании предпочитается устную речь переводу и чтению, хотя и этим видам деятельности уделяется большое внимание. Хотел отметить, что с первых минут обучения преподаватель надо стараться внушить детям, что нужно преодолеть в себе боязнь говорить на английском языке. И многим детям удается достичь этого. Я считаю, что детям необходимо сначала хорошо усвоить лексику, поэтому с ней нам нужен много работать на уроках. Знание слов преподаватель старается различными способами доводить до автоматизма. Учащиеся выучивают слова до такой степени, что на уроке способны переводить слова с русского на английский язык и обратно на время.
Хочу высказать мысль о том, что большие возможности для обучения творческому письму имеет диктант. Учитель надо использовать многие виды современного диктанта. Такие как репродуктивные, индивидуальные творческие, парные творческие и коллективные творческие. Например, во время коллективного творческого диктанта учащиеся могут группой нарисовать на доске или в тетради картину по заданной лексике, затем коллективно составить устный рассказ, а потом каждый (или все вместе, а может быть, по командам пытаются, как можно подробнее записать его в виде самодиктанта. Такой диктант я называется picture dictation.
Знание иностранного языка открывает для человека широкие возможности: это и знакомство с интересными людьми, и посещение новых стран, и постоянное расширение кругозора. То, что без знания иностранных языков современному человеку обойтись невозможно, стало очевидным почти для всех. Требования к владению языками существенно выросли, поскольку знание наиболее распространенных иностранных языков на примитивном, так называемом школьном, уровне стало уделом большинства и уже не может быть целью конечной подготовки по иностранному языку. За последние 3-4лет число людей, изучающих английский, резко увеличилось. Изменился и возраст учащихся. Если до сих пор методика ориентировалась прежде всего на школьников, то теперь родители стремятся как можно раньше начать обучение детей иностранному языку. Тем более что дошкольный возраст признан психологами наиболее благоприятным периодом для этого вида деятельности.
Если процессы овладения языками отстоят друг от друга по времени, то в ходе отработки новых речевых явлений речь пройдет через те же принципиальные этапы, что и речь на первом языке :
• через этапы сцепления слов и их переводов на второй язык ("автобус-bus");
• замены длинных слов более короткими, неважно, из какого языка;
• макаронического употребления в одной фразе слов обоих языков;
• буквального перевода конструкций с одного языка на другой;
• употребления окончаний одного языка со словами другого;
неверного обобщения грамматики обоих языков или соответствующего переноса из одной системы в другую.
В то же время развитие навыков понимания иноязычной речи и говорения может вначале формироваться относительно независимо от соответствующих навыков в родном языке и оказывать в последующем положительное воздействие на развитие родной речи. Так, в результате занятий у детей значительно улучшается произношение звуков на каждом из языков. Привычные стереотипы ломаются, заново осмысливается очевидное, окружающее приобретает новый смысл, что позволяет избавиться от некоторых комплексов. Здесь оба языка — живые, рабочие, содержательные, они усваиваются естественно в разнообразных ситуациях.
Главной проблемой обучения иностранному языку является возраст обучаемого. Доподлинно известно, что дети лучше поддаются обучению. До недавнего времени методика обучения была направлена на детей школьного возраста, то теперь родители стремятся начать обучение иностранному языку как можно раньше. Основными целями в обучении дошкольников иностранному языку являются :
• формирование у детей первичных навыков общения на иностранном языке;
• умения пользоваться иностранным языком для достижения своих целей, выражения мыслей и чувств в реально возникающих ситуациях общения;
• создание положительной установки на дальнейшее изучение иностранных языков;
• пробуждение интереса к жизни и культуре других стран.
Дошкольный возраст особенно благоприятен для начала изучения иностранного языка : дети этого возраста отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, «секретов» языка. Они легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят. С возрастом эти благоприятные факторы теряют свою силу.
Есть еще одна причина, по которой ранний возраст предпочтителен для занятий иностранным языком. Чем моложе ребенок, тем меньше его словарный запас в родном языке, но при этом меньше и его речевые потребности : сфер общения у маленького ребенка меньше, чем у старшего, ему еще не приходится решать сложные коммуникативные задачи. А значит, овладевая иностранным языком, он не ощущает такого огромного разрыва между возможностями в родном и иностранном языке, и чувство успеха у него будет более ярким, чем у детей старшего возраста.
В дошкольном возрасте при обучении английскому языку у детей происходит постепенное развитие основ коммуникативной компетенции, которая на ранней стадии изучения английского языка включает в себя следующие аспекты:
• умение правильно с фонетической точки зрения повторить английские слова за преподавателем, носителем языка или диктором, то есть поэтапное формирование слухового внимания, фонетического слуха и правильного произношения;
• овладение, закрепление и активизация английского словаря;
• овладение определенным количеством несложных грамматических структур, построение связного высказывания.
Обучая речи, преподаватель знакомит учащихся с различными способами формирования и формулирования мыслей (как надо сказать для выражения того или иного содержания); при этом единицей речи и, следовательно, единицами обучения являются высказывания (речевые действия) различной протяженности: слова, словосочетания, сверхфразовые единства, наконец, тексты в виде устных и письменных сообщений.
Мысль говорящего и пишущего может быть по-разному сформирована и сформулирована при помощи одних и тех же языковых средств, т. е. словаря и грамматики данного языка. В связи с этим в общей структуре речевой деятельности наряду со средствами выделяются способы ее осуществления – различные способы формирования и формулирования мысли. Им отвечают различные формы организации речевого общения и, соответственно, различные формы речи. Таких форм три – внешняя устная, внешняя письменная и внутренняя речь.
Преподаватель и учащиеся имеют дело с тремя группами явлений, составляющими содержание обучения языку : самим языком (как средством общения, хранения и передачи информации, речью (способами общения, реализуемыми в виде текстов и являющимися результатом общения) и речевой деятельностью (процессом общения в виде системы речевых действий).
Список литературы.
1. Астафьева М. Д. Праздники для детей, изучающих английский язык. - М. : Мозаика-Синтез, 2019
2. Гальскова Н. Д. Никитенко З. Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа : методическое пособие. -М. : Айрис-пресс, 2021
3. Гусева Л. П. Играем, учим, мастерим – мы английский знать хотим. – Ростов н/ Д: Феникс, 2020
4. Земченкова Т. В. Английский для дошкольников. – М. : ВАКО, 2018.
5. Иванова М. В. Английский для малышей. – М. : АСТ: Астрель, 2019
6. Трофимова Г. С. Педагогические основы обучения иностранным языкам (Предметная дидактика). – Ижевск: изд-во Удмуртского ун-та, 2018
7. Козина С. В. Праздники для дошкольников на английском языке. – М. : ТЦ Сфера, 2018
8. Арнольд, И. В. Стилистика. Современный английский язык : Учебник для вузов / И. В. Арнольд; Науч. ред. П. Е. Бухаркин. - М. : Флинта, Наука, 20ХХ. - 384 c.
9. Гвишиани, Н. Б. Современный английский язык. Лексикология: Учебник для бакалавров / Н. Б. Гвишиани. - М. : Юрайт, 2017- 273 c.
10. Бреннер, Г. Разговорный английский для чайников / Г. Бреннер; Пер. с исп. М. А. Сидоренко. - М. : Вильямс, 2011. - 304 c.
11. Волегова, О. А. Английский для бакалавров менеджмента: Учебник / О. А. Волегова. - Рн/ Д: Феникс, 2013. - 430 c.
12. Зиновьева, Л. А. Прописи: Английский язык / Л. А. Зиновьева. - Рн/ Д: Феникс, 2014. - 48 c.