Наталья Хряпина
Речевое развитие в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из приоритетных задач ФГОС дошкольного образования является формирование личности через собственную деятельность, развитие собственной познавательной активности, творчества детей через различные виды деятельности. Проблема развития речи дошкольников была и остаётся в центре внимания педагогов. Развивать речь ребёнка без включения её в какую-либо деятельность, невозможно!
Публикация «Речевое развитие в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
В своей практической деятельности воспитатель использует методы многоразового наблюдения за объектами природы, обсуждение увиденного. Особое внимание должен уделять деятельности детей, заключающейся в отражении своих впечатлений об окружающем мире в продуктивных видах деятельности.
В связи с этим, целью данной работы является стимулирование речевой активности детей посредством их включения в разнообразные виды деятельности, связанные с отражением окружающего мира природы, животных, предметов и человека (наблюдение, чтение художественной литературы (стихи, потешки, загадки, сказки, легенды) изодеятельность, конструирование, театральная и трудовая деятельность, упражнения на развитие мелкой моторики, координации речи с движением).
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
1. Обогащение и активизация словаря у детей;
2. Развитие диалогической речи;
3. Развитие монологической речи;
4. Индивидуальная работа с детьми.
1) Наблюдения, прогулки и экскурсии позволяют познакомить детей с новыми для них словами или новым значением знакомых слов. Задачей педагога является заранее наметить для себя слова, которые будут для детей новыми и в процессе наблюдения стараться так поставить вопросы, чтобы ответы на них от детей требовали обязательного употребления данного слова. Новые слова необходимо обязательно закрепить в процессе беседы, при рассматривании картин, фотографий, иллюстраций и собственных продуктов изодеятельности.
Наблюдения на прогулках расширяют и уточняют конкретные представления о характерных признаках времён года. Важно не только помочь ребёнку заметить, что произошло, но и получить от него ответ, как он узнал об этом, почему он думает именно так, а не иначе. Это не только развивает связную речь, но и логическое мышление.
2) Диалогическую речь детей можно развивать при проведении :
- бесед
- рассматривании картин о природе;
-чтении художественной литературы;
- театрализованной деятельности
В беседах о природе необходимо использовать в основном вопросы, выясняющие знания детей об определенных предметах и явлениях природы, и вопросы, требующие обобщения фактического материала, установления связей и зависимостей в природе. Во время первых бесед по новому для детей материалу предлагать детям повторять речевой образец воспитателя. Например, на вопрос «Почему осенью лужицы покрываются коркой льда?» дети отвечают: «Холодно», или «Потому что холодно». Предложить им фразу, где есть связь явлений, и повторить ее: «Осенью лужицы покрыты тонкой коркой льда, потому что холодно и приближается зима», «Вода от холода замерзает, и лужа покрывается льдом». Такое повторение не будет механическим, если строится на основе непосредственного восприятия явления.
Чтобы вызвать интерес у детей и повысить их активность во время беседы, беседу необходимо начинать рассказом из собственных наблюдений, а в процессе нее использовать загадки, речевые логические задачи. Также часть беседы посвящать пословицам и поговоркам о данном времени года, предмете или явлении природы.
Рассматривание картин о природе также помогает развивать речь детей. В первую очередь рассматривать не предметные, а сюжетные картины, так как они дают возможность больше заметить, о большем сказать. Использование несложных сюжетных картин, написанных без излишней детализации и стилизации, стимулируют развитие речи детей.
В ходе инсценирования и драматизации заранее приготовленных сказок экологического содержания («Без друзей не прожить», «Мешок яблок», «Заюшкина избушка», «Рукавичка», «Под грибком») незаметно для детей активизируется и словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Поэтому у него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
3) Развитие монологической речи
Работу по развитию монологической речи детей на основе ознакомления с природой можно построить как обучение их следующим видам рассказов:
- сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе («Как мы познакомились с Байкальскими нерпами», «Как мы кормили птиц», «Как мы убирали участок», «Как мы ухаживаем за растениями);
- описательный рассказ, построенный на сравнении разных времен года («Наш участок летом и осенью», «Береза весной и осенью», и описание пейзажной картины;
- описательный рассказ о сезоне в целом («Мое любимое время года», «Что ты знаешь об осени?»);
- описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы («Туман», «Круговорот воды в природе», «Береза осенью» «Осенний букет»)
Для повышения эффективности развития словаря и грамматического строя речи у дошкольников большое значение необходимо уделять дидактическим эколого-речевым играм :
«Нужно – не нужно» «Подскажи слово»
«Кто, где живёт?» «Узнай, о чем я говорю» «Узнай на вкус» «Подбери листок» «Что за птица?»
«Узнай по голосу животного, птицу» «Угадай, про кого расскажу», «Отгадай, что это?», «Что сначала, что потом» «Что опасно для природы»
«Угадай, что в мешочке» «Когда это бывает?»
«Чей хвост?» «С какой ветки детки?»
Для правильной дикции и четкого произношения, разучивать с детьми скороговорки, потешки, чистоговорки, так же широко использовать пальчиковые игры и игры имитации, которые являются уникальным средством для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Разнообразие предметной и природной среды, которое окружает детей, помогает использовать в работе воспитателя самые разнообразные методы:
- словесные (беседы, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы,
- наглядные (наблюдение, рассматривание картин, демонстрация мультфильмов и кинофильмов,
- практические (игры, труд, опыты).
А вот метод наглядного моделирования помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Использование символической аналогии (схемы) облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания. На разных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей детей можно использовать различные приё мы наглядного моделирования:
- Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова, это рисунок, с помощью которого можно записать слова и выражения, это рисунок, который поможет вспомнить заданное слово.
- Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко запоминает информацию.
- Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально – условными. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине. Замещение основывается на каком - либо различие между предметами, их признаками.
Дети, владеющие средствами наглядного моделирования в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения, что и требует от воспитателя ФГОС ДО.
Естественно, познавательное развитие тесно связано с развитием речи дошкольника. Педагоги учат детей элементарным экологическим знаниям и представлениям, началам экологического мировоззрения. Учат понимать причинно-следственные связи, показывают взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания, формируют представления детей о том, что человек часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, от окружающей среды, а их сохранность обязанность человека. Всё это способствует экологическому познанию предметов и явлений с разных сторон и расширению речевых возможностей.
В заключении хочется сказать, что развитие речи, и особенно связной речи – это самый сложный момент в воспитании дошкольников. И проводить его надо постоянно, во всех видах деятельности, в течение всего педагогического процесса. Всегда надо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и развивать их в зависимости от его способностей.