Бабинцева Т Ю
Речевое развитие старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
1. Речевое развитие дошкольников как педагогическая проблема.
Речь, как исторически сложившаяся форма общения, развивается в дошкольном возрасте. Путь, который проходит ребёнок в первые годы жизни, поистине велик. Ребёнок пользуется речью, чтобы выразить свои мысли, чувства, воздействовать на окружающий мир. Речь маленького человека развивается и формируется в общении с окружающими его взрослыми, а в дошкольном учреждении, так же и на занятиях по развитию речи. В процессе общения проявляются его познавательная и предметная деятельность.
Темочки:
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Речь – это неотделимая часть бытия людей, необходимое условие существования социального общества, форма общения людей, опосредствованная языком. Речь используется в процессе общей трудовой деятельности людей для согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки результатов, несёт помощь в познании окружающего мира. Благодаря речи индивидуум приобретает, усваивает знания и передаёт их. Речь, как средство воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов, удовлетворяет потребности людей в общении.
Функции речи: Обозначения - каждое слово, предположение имеют условное содержание. Сообщения - передача сведений, знаний или опыта. Выражения – это обнаружение через интонацию, ударения, построение, использование сравнений, пословиц и т. п. чувств, потребностей, отношений. Воздействия - побуждение к выполнению заданий, проявлению активности, к изменению взглядов.
Речь письменная - вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным (например, письмо бумажное, и непосредственным (обмен записками во время заседания).
Речь устная - вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, передающихся на слух. Устная речь характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения переносятся и воспринимаются последовательно. Процессы, порождающие устную речь, включают звенья ориентировки, одновременного планирования (программирования, речевой реализации и контроля: при этом планирование в свою очередь совершается по двум параллельным каналам и касается содержательной и моторно-артикуляционной сторон устной речи.
Диалогическая речь — это речь поддерживаемая, которая имеет собеседника, она более простая, свёрнутая, в ней присутствуют интонация, жесты, паузы, ударения. Диалогическая речь может быть ситуативной, она связанна с ситуацией, в которой возникло общение, но может быть и контекстуальной, когда все предшествующие высказывания обуславливают последующие слова.
Монологическая речь - длительное, последовательное, связное высказывание мыслей, знаний одним лицом. Монологическая речь содержит большой объём знаний, общей культуры, владения собой, активной и методичной передачи информации.
2. Особенности развития речи старших дошкольников
Дошкольная образовательная организация – первое ответственное звено в системе общего образования. Овладение родной речью является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно дошкольный возраст особенно сенситивен к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения
Как отмечает ряд учёных (Выготский Л. С., Эльконин Д. Б., Якобсон Р. О. и другие, старший дошкольный возраст характеризуется конкретным речевых процессов. На этом возрастном этапе продолжается развитие и совершенствование всех сторон речи ребёнка. Появляется чёткое произношение, сформированные фразы, полные, насыщенные смыслом высказывания. Старшие дошкольники в этот период не только отличают существенные признаки в предметах и явлениях, но и определяют причины, следствия, связи и отношения среди них, кратковременные и прочие взаимоотношения. Обладая сформулированным активным словарём, дети стремятся рассказывать и отвечать на вопросы для того, чтобы находящимся вокруг него слушателям было понятно, что он хочет преподнести. В тоже время с формированием самокритичного отношения к собственному высказыванию у детей возникает и критичный подход в речи сверстников.
Формирование, обогащение и увеличение словаря в данном возрасте совершается не только за счет существительных, обозначающих предметы, но и за счёт названий отдельных частей предметов, глаголов, и кроме того целых слов, образованных при помощи суффиксов и приставок, которые дети начинают широко применять.
Развитие и совершенствование связной речи невозможно без овладения грамматически правильной речевой активностью. На шестом году дошкольник уже овладевает грамматическим строем и использует его довольно легко.
Следовательно, уже к окончанию шестого года жизни дошкольники в речевом развитии достигают высокого уровня. Они правильно произносят все без исключения слова и звуки родного языка, высказывания получаются содержательнее, выразительнее и точнее, чётко воспроизводят слова, обладают необходимым для свободного общения словарным запасом, точно употребляют многочисленные грамматические формы.
Отличительной чертой перехода дошкольника на новую ступень развития является изменение вида ведущей деятельности ребёнка, но вместе с тем новая ведущая деятельность не отменяет предыдущую, а лишь позволяет ей усложняться и углубляться. Основным показателем развития правильной речевой активности у детей в старшем дошкольном возрасте является то, что ребёнок начинает осознанно пользоваться речью.
В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию и сформированности речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Необходимо достигнуть высокого уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя детской речи, перейти от диалогической речи к связному высказыванию. Развиваются не только навыки правильной, чёткой, понятной речи, но и происходит формирование речи выразительной, образной.
Для развития полноценной личности огромную роль играет влияние окружающих: ребёнок учится на примере речи взрослых и сверстников, близких ему людей — родителей, педагогов, товарищей.
В семье маленького ребёнка понимают с полуслова, и он не испытывает некоторых неудобств, если речь его не совсем понятна или совсем не понятна. Однако постепенно расширяется круг общения ребёнка с окружающим миром, с приходим в ДОО, и очень важно, чтобы его понимали и товарищи, и взрослые. Поэтому, чем раньше (по мере возрастных возможностей) ребёнок научится говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.
Между чёткостью звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена прочная связь. Развитие чистой речи у детей дошкольного возраста — задача с большой общественной значимостью, и серьёзность её должны осознать и родители, и педагоги ДОО. Так как ребёнок усваивает речь в процессе подражания окружающим, то его окружающая речевая среда, будет иметь благоприятное влияние на развитие его речевой активности, т. е. будет иметь сравнительно высокий или низкий развивающие возможности (развивающий потенциал, в зависимости от того, насколько речевая активность учитывает закономерности процесса усвоения речи. В нормальной речевой среде учет закономерностей осуществляется на уровне интуиции, в искусственной речевой среде — на основе знания теории методики развития речи. Речь не может быть сформирована без физических и интеллектуальных усилий самого обучаемого. Из этого следует, что родной язык помогает ребёнку осознать окружающий мир таким, каков он есть: мир реальных вещей и явлений, существующих в связях и отношениях.
Без развитой речи ребёнок не сможет понять мир. Психология познания такова, что знания об окружающем мире ребёнка входят в сознание человека в словесной, то есть вербальной форме. Благодаря тому, что отражение внешней действительности приобретает вербальную форму, то «его содержание выступает для человека в объективных явлениях — явлениях речи, человек не только получает впечатления от воздействующих на него предметов и явлений, но и приобретает возможность, вербально называя предметы и явления, осознавать содержание своих высказываний. Это означает, что его впечатления (образы, представления, мысли) становятся сознательными и понятными.
Таким образом, у ребёнка есть спонтанный психологический стимул к овладению языком. Педагог должен только разумно направить процесс его речевого развитие — поставить его в зависимость от ознакомления с окружающим миром.
Ребёнок при рождении не умеет говорить. Но в процессе формирования личности он овладевает языком, на котором говорят окружающие его люди, учится пользоваться устной, а затем письменной речью.
Это очень трудоёмкий процесс. Дошкольнику приходится за немногие годы усвоить всё богатство родного языка, которое создавалось народом в течение тысячелетий.