Лиана Файзрахманова
Организация игровой деятельности младших дошкольников в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что игра является основным видом деятельности и важнейшим средством воспитания детей. Игра обладает преимуществом перед иными видами детской деятельности и имеет особой приоритет в воспитательном процессе, т. к. предоставляет возможность детям проявлять свою активность и самостоятельность, развивает воображение, реализует представления детей об окружающем.
Игра в дошкольном возрасте выступает как ведущий вид деятельности, но не потому, что современные дети, как принято, значительную часть времени проводят в развлекающих их играх, игра порождает качественные перемены в сознании детей. В дошкольном возрасте игра оказывает влияние на развитие всех сторон личности ребенка.
Большинство теоретиков считает, что для ребенка игра является его работой, т. к. игра – это наиболее любимая и доступная деятельность для ребенка. Вследствие того, что игра доступна ребенку, она может самостоятельно организоваться и осуществляться детьми. Содействуя и обучая игре, педагог помогает осуществлять естественное развитие навыков и способностей детей. В результате взаимодействия детей в игре, они многое узнают друг от друга.
Игра обеспечивает детей возможностью самим либо с помощью взрослых устранять проблемы, принимать постановления, учиться выражению своих мыслей и чувств, приобретать самостоятельность.
Рассмотрим разработанные принципы для правильно организованной игровой деятельности в ДОУ:
- соответствие игры учетам индивидуальных особенностей ребенка (физическое развитие, умения, навыки и знания об окружающем мире, возможности в познании нового, которые ребенок может выразить в игре;
- принцип учета при выборе игры эмоционального состояния ребенка в данное время;
- учет семейного положения ребенка (полная, неполная семья, конфликты) при внедрении ребенка в игровую деятельность;
- принцип доступности, простоты и понятливости игры детям;
- принцип возможности детей в активном проявлении себя, начиная с подготовки к игре, в течение игры и в процессе обсуждения ее результатов;
- занимательность и эмоциональность игры, значительно усиливающая познавательный интерес ребенка;
- отражение единства цели для игроков в организации игровой деятельности;
- присутствие результативности игры, с целью отражения осознания итогов игровых действий, как эффективную творческую деятельность игрока и команды.
В результате применения такого руководства достигнутый уровень игрового развития на данном возрастном этапе позволяет педагогу развиваться, принимая во внимание новые возможности своих воспитанников. В игре воспитатель принимает участие как играющий партнер, главная цель при этом – рациональное использование времени, выделенного в течение дня на игровую деятельность, стимулируя детей к выбору самостоятельных игр, участвуя и помогая детям овладеть новыми способами игры.
Игры начинаются с приходом ребенка в детский сад и продолжаются до его ухода домой.
Игровая деятельность в утренние часы, к примеру, обеспечивает создание у детей бодрого настроения по приходу в детский сад. Каждый может поиграть с любимой игрушкой, по желанию объединиться со сверстниками.
Игры, которые организуются между занятиями, длятся 8-10 минут. Умственная нагрузка должна составлять незначительную часть. Это могут быть игры с мелкими игрушками, легкий конструктор, игры с мячом. Перед проведением физкультурных занятий целесообразнее отдать предпочтение спокойным играм, а если занятия требуют однообразного положения – желательно проведение подвижных игр.
Игры во время прогулки тоже имеют определенное место в режиме дня. Длительность игрового периода составляет от одного часа до одного часа двадцати минут. Проведение игр на свежем воздухе зависит от сезона. На прогулке организуют подвижные игры, строительные, дидактические, сюжетные. В холодную погоду, к примеру, следует проводить игры, дающие достаточную нагрузку, которые должны быстро согревать детей, давать им отдых. Это могут быть дидактические игры с движениями, например, игры в загадки, когда дети своими движениями показывают то, что думают, игры с флажками и многие другие игры. А. П. Усова подчеркнула, что правильная организация игровой деятельности на воздухе, является важным этапом развития детей в играх в каждой возрастной группе.
По мнению большинства педагогов, самое благоприятное время для игровой деятельности – время после дневного сна. Как правило, во второй половине дня, дети чаще играют в строительные и ролевые игры, это либо повторно организованные, либо начатые ранее игры. Подобные игры могут быть разнообразными, так как у детей приобретается много впечатлений, а в во второй половине дня достаточно времени для развития ролевых игр и построек. Эти игры имеют ценность в разнообразии возможностей формирования чувств и отношений детей.
Задача педагога в этот период – таким образом осуществлять рационализацию педагогического процесса, чтобы организовать игры детей в эффективных формах, активно воздействовать на ее ход и взаимоотношения детей.
Что касается временного промежутка осуществления игровой деятельности, это зависит от вида и содержания игры.
Главным фактором организации игровой деятельности в дошкольном учреждении является правильно сформированная предметно-игровая среда, которая должна соответствовать психолого-педагогическим критериям и предусматривать зону ближайшего развития ребенка.
Рассмотрим требования к игрушкам в младшем дошкольном возрасте.
Все игры и игрушки в детском саду должны иметь свои педагогические ценности, к которым относятся:
- многофункциональность (функция широкого применения, соответствующая замыслам ребенка и сюжету игры, которая благоприятствует развитию творческих способностей, воображения, функции мышления и других качеств);
- дидактические свойства (способность обучения ребенка конструированию, знакомство с цветом и формой, присутствие механизмов программированного контроля, к примеру, в электрифицированных игрушках);
- возможность использования группой детей (функция применения игрушки несколькими детьми, в том числе с участием взрослого как партнера в игровой деятельности, например, коллективные постройки);
- высокий художественно-эстетический уровень либо их присущность к изделиям художественного промысла, обеспечивающих ознакомление ребенка с миром искусства и народным творчеством.
Игрушки должны быть соответствующими возрасту, интересам, психологическим и физическим возможностям воспитанников. Для детей трехлетнего возраста требуется в достаточном количестве сюжетные игрушки – животные, куклы, условные по своему образу и выразительные по художественному решению. Нежелательно преобладание реалистичных игрушек. Игрушки технического характера (машинки и т. д.) также должны быть естественными по образу и в то же время функциональными.
Необходимо наличие достаточного количества игровых атрибутов, соизмеримых как для кукол, так и для детей: мебель, посуда, ассортимент игровых инструментов для знакомых профессий (врача, продавца, парикмахера и т. д.). В свободном для детей доступе должны находиться материалы для строительства, в обязательном порядке – разного размера бросовый материал (пробочки, брусочки, пластиковые баночки, коробочки и т. д.). Значительное внимание стоит уделить уголку ряжения – в нем нет необходимости наличия сюжетных детализованных костюмов, но нужны легко надевающиеся самостоятельно детьми атрибуты – шапочки, халаты, платки, накидки и т. п., разного размера куски тканей.
Важное значение имеет наличие в достаточном количестве схожих игрушек. В младшем возрасте дети имеют склонность к подражанию друг другу, и игрушка в руках сверстника нередко вызывает особый интерес. В частности это касается тех игрушек, которые применялись на занятии, а затем вводились педагогом и детьми в тематическую игру.
В большей степени, развитие игровой деятельности детей зависит от правильно подобранных игрушек и пособий. В предметно развивающей среде должны быть игрушки, которые обеспечивают все виды деятельности ребенка. Организация условий для всех видов детской деятельности и точное руководство педагога детскими играми благоприятствует развитию умственных способностей и формированию личности ребенка.
Можно сделать вывод о том, что ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – это игровая деятельность, благодаря которой ребенок всесторонне развивается и учится мыслить. Исполняя уникальную роль в воспитании ребенка, игра сопровождает ежедневно повторяющийся распорядок детской жизни. Таким образом, в определенных условиях игра действительно пронизывает всю жизнь детей в детском саду, сделав ее по-настоящему интересной и насыщенной.