Тамара Грузинова
Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [щ] и [ч]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: упражнять в дифференциации звуков [щ] и [ч] в словах; упражнять в умении изменять слова с помощью суффиксов -чк- и -ищ-; развивать чувство ритма.
Оборудование: игрушка щенок, набор детской мебели, предметы; картинный материал; наборное полотно; полоски с клетками в один ряд и наборы красных и синих кругов (по 8 шт.)на каждого ребенка.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Дифференциация звуков [щ] и [ч]“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Ход занятия.
I. Воспитатель рассказывает детям историюи предлагает не только послушать, но и поучаствовать в ней.
- Жил-был в одном городе мальчик. У него было имя – Чук. на день рождения чуку подарили щенка.
Пока мальчик радуется новому другу, мы определим первые звуки в славах Чук и щенок.
Дети: это звуки [щ] и [ч].
Воспитатель: с этими звуками мы будем часто встречаются.
II. 1. – Чуку очень хотелось показать своего щенка друзьям, и он пригласил их к себе в гости. Пока Чук ждал друзей, он прихорашивал своего щенка и при этом говорил:
Взял я щетку и расческу,
Расчешу щенку я шерстку.
Воспитатель. Пока Чук расчесывает щенка, найдите в стишке два слова со звуком [щ] и два слова со звуком [ч].
Повторите стишок. (Проводится одно хоровое повторение и 23 индивидуальных.)
2. – Вот пришли друзья Чука. Подбежали к щенку, а тот вдруг зарычал. Остановились дети, на Чука смотрят. А Чук говорит: «Щенок маленький, сам многого боится. Надо вести себя спокойно. А главное, давайте называть друг друга так, чтобы в именах слышался звук [ч], как в моем имени. Щенок, как слышит этот звук, сразу успокаивается». И стали дети называть себя не Таня, а Танечка, не Ваня, а Ванечка. Продолжайте.
Дети продолжают: Машечка, Дашечка, Женечка…
3. – Умный щенок был у Чука. Он умел определять звуки звуки [щ] и [ч] в словах. Если он слышал слово со звуком [щ], то громко тявкал один раз, если же слышал со звуком [ч], то тявкал два раза.
Дети выходят на середину группы и встают в круг. Воспитатель дает собачку ребенку и называет слово, тот имитирует лай щенка, затем передает соседу, а воспитатель произносит следующее слово: щека, щепка, щука, чайник, веточка, черепаха…Игрушка, побывав у каждого ребенка, оказывается в руках воспитателя.
III. - Шло время, и из щенка вырос большой пес. Теперь у него были не глаза, а глазищи.
Дети продолжают: не усы, а усищи. Не лапы, а лапищи…
IV. Воспитатель раздает детям полоски, на которых изображен ряд клеток (2х2 см) и наборы кругов красного и синего цвета.
- Чук любил выкладывать разными геометрическими фигурами ритмичные ритмы.
Давайте и мы выложим ритмы с помощью кругов. громкий хлопок нужно обозначать красным кругом, а тихий хлопок – синим кругом; круги кладм в ряд друг за другом, не пропуская клеток.
Дети слушают и смотрят, как воспитатель хлопает и выкладывает ритмический рисунок: громкий хлопок – красный круг; тихий хлопок – синий круг; громкий хлопок – красный круг; тихий хлопок – синий круг и т. д.
Затем дети пробуют прохлопать ритмический рисунок по цветным кругам.
Потом воспитатель прохлопывает ритмический рисунок, а дети выкладывают цветные круги. после выполнения задания совместно с воспитателем проводится его проверка.
6. «Разноцветные ритмы» Цель. Формировать у детей чувство ритма, упражнять в умении соотносить ритм и изображение.
на чудо-дереве появляются полоски 56 шт, на каждой из которых один ряд с клетками и выложенными ритмическими рисунками. От имени дерева дети получают задание: прохлопать ритмические рисунки по цветным кружкам.