Юлия Фролова
Речевое развитие детей — проблемы и пути решения. Советы родителям
▼ Скачать + Заказать документы
Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.
Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький, около 1 года. Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово, когда начнет активно говорить, как быстро пополнится его словарный запас…
Публикация «Речевое развитие детей — проблемы и пути решения, Советы родителям» размещена в разделах
И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает. Беспокоит ли это нас сейчас? Какой бы вы хотели видеть речь ребенка? Грамотной, понятной, выразительной, осмысленной, богатой…. Это идеал. А что же получается на самом деле?
В наше современное время дети мало проводят времени в обществе родителей (все больше за компьютером, у телевизора, со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а развивающие речевые занятия дома – это вообще редкость.
Вот и получается, что ребенок подрастает и к моменту поступления в школу возникает множество проблем именно в его речевом развитии.
С какими же проблемами мы можем столкнуться?
1. Речь односложная – состоит из одних простых предложений (2 – 3 слова).
2. Бедный (недостаточный) словарный запас.
3. Наличие слов – паразитов, замусоривание речи, употребление нелитературных слов и выражений.
4. Неумение грамотно и доступно сформулировать вопросы и ответы.
5. Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст (а в школе это умение просто необходимо).
6. Неспособность высказать свои мысли, логически объяснить, доказать.
7. Речь не выразительна, дети не умеют использовать интонации, где-то произнести фразы с выразительной интонацией (с грустью, восторгом, в быстром или медленном темпе, выделить главные слова).
8. Плохая дикция, дети не выговаривают звуки (что потом может сказаться на письме).
Что же делать?
Самим родителям активно включиться в процесс стимуляции речевого развития своего ребенка:
1. В первую очередь большое внимание уделить рассказыванию:
- пересказы текстов
- составление рассказов по картинкам, по серии картин
- составление творческих рассказов, придумывание сказок
2. Разучивать с детьми стихи – это способствует развитию выразительности, тренирует память.
3. Улучшению звукопроизношения способствуют чистоговорки. Следует отметить, что скороговорки можно использовать только тогда, когда ребенок достаточно четко произносит все звуки.
4. Дети очень любят отгадывать и загадывать загадки (как литературные, так и «самодельные»). Это учит их делать выводы, анализировать, развивает мышление. При этом обязательно надо спросить у ребенка – как он догадался, почему он так думает.
Несколько советов родителям – что необходимо делать дома, чтобы улучшить речь ребенка.
1. В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть внятной, четкой, разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, ее правильностью.
2. Во-вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам – логопеду, неврологу.
3. Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным. И обязательно – обсуждайте с ребенком прочитанное.
И напоследок – любите своих детей, помогайте им. Это самое дорогое, что у нас есть.