Наталья Леонова
Современные проблемы взаимодействия педагога с родителями, пути их решения (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
«Современные проблемы взаимодействия педагога с родителями, пути их решения»
Одной из тенденций современного дошкольного образования выступает организация взаимодействия педагогических работников и семьи.
К сожалению, социально-экономическая ситуация обострила позицию отстраненности и отчуждения родителей от образовательной организации. Чаще встречаются две крайности. Ситуация первая, когда к детскому саду родителями предъявляются завышенные требования по воспитанию и образованию ребенка, родители в такой ситуации выступают в роли критиков, оценивающих работу воспитателя. Ситуация вторая, когда со стороны семьи идет полное безразличие к вопросам развития дошкольника. И получается, что родители выступают чаще в роли наблюдателей. Полный день в садике, кружки, дополнительное образование, а затем телевизор или компьютер, прогулка "по пути" - вот такой день, к сожалению, чаще всего у ребенка до поступления в школу. Важнейшие проблемы взаимодействия педагога и родителей можно объединить в три основные группы. К первой группе следует отнести проблемы, связанные с осмыслением целей и содержания образовательно-воспитательной работы педагога и семьи. Необходимо, чтобы родители осознавали, что современное воспитание имеет целью всестороннее и гармоничное развитие личности. Ко второй группе проблем совместной работы относим умелое стимулирование активности ребенка, направленное на его личностное развитие и формирование. К третьей группе проблем - принадлежит учет возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. Дети тяготятся излишней опекой со стороны родителей, желающих посещать различные не учебные заведения, и именно воспитатель часто становится инициатором развития тех творческих наклонностей и способностей, на которые родители не обращают внимания. Кроме того, налаживание взаимодействия между педагогами и родителями затрудняет понимание процесса воспитания ребенка по-разному. Воспитатель действует в соответствии с задачами учреждения дошкольного образования, содержания годового, перспективного, календарного планов и тому подобное. Родители в воспитании детей руководствуются собственным опытом и представлениями о будущем развитии своего ребенка. Соответствующие требования они выдвигают и педагогу. Не каждый из родителей готов критически оценить свой педагогический потенциал и уровень осведомленности в вопросах воспитания детей.
Публикация «Современные проблемы взаимодействия педагога с родителями, пути их решения (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Каковы основные проблемы, тормозящие взаимодействие педагогов и родителей. Я могу выделить следующие:
- невысокая компетентность педагога в вопросах взаимодействия с родителями и законными представителями;
- иногда нежелание педагога на установление контакта с семьей;
- недооценка потенциала семьи;
- отстраненность от пожеланий родителей; - отсутствие понимания у родителей ценности дошкольного периода детства;
- низкий социально-культурный уровень семьи;
- низкий уровень психолого-педагогической компетентности у родителей. Для того чтобы решить эти проблемы, я постаралась организовать правильное взаимодействие с родителями, основанное на принципах партнерства. Основной целью моего взаимодействия с родителями воспитанников является их психолого-педагогическая поддержка, установление тесных контактов семьями, раскрытие родителям возрастных психологических, физиологических особенностей детей дошкольного возраста, обозначить значение их роли в жизни дошкольника. Работу с родителями я осуществляю преимущественно в двух направлениях: педагогическое просвещение родителей и привлечение их к воспитательной работе с детьми.
С чего же я начала работу по взаимодействию. В первую очередь я постоянно занимаюсь повышением собственной компетентности. Педагог для родителя должен всегда быть готов оказать консультативную помощь. С моей стороны всегда чуткое и внимательное отношение ко всему, что происходит с ребенком не только в стенах садика, но и к тому, что происходит в его семье. Очень важно живое общение. Родители видят мою заинтересованность в вопросах развития дошкольника, чувствуют, что к ребенку проявляется индивидуальный подход. Обычно, я начинаю разговор с фразы ". я переживаю за вашего ребенка", "хорошо бы, если бы вы сделали то-то и то-то. ". Ни в коем случае я не выступаю в роли обвинителя или "поучателя", постоянно оценивающего поступки родителей. Роль воспитателя - помочь, подсказать, направить. Любое взаимодействие должно иметь целью создание "ситуации успеха". Если я говорю о проблемах ребенка, то не забуду и отметить его даже самое небольшое достижение и расскажу об этом родителям. Хвалите и родителей, если они прислушались к вашим советам и вы увидели их старания в вопросах развития собственного ребенка. Иногда "ситуация успеха" творит просто чудеса.
Еще одна проблема - это отсутствие единых требований к ребенку. В группе - одни требования, дома - другие. И в этом случае очень важна общая установка на совместное решение задач по воспитанию и образованию дошкольника.
Я провожу мероприятия, совместные с родителями, организовываю совместную деятельность ребенка с родителями; провожу мероприятия по повышению психолого-педагогических знаний семьи.
Совместные мероприятия с родителями. Чаще всего бывает так, что на всех праздниках родители выступают в роли зрителей. Да, торжественные мероприятия, четко организованные, должны иметь место в детском образовательном учреждении, но нельзя недооценивать и роли "свободного" общения, создание приближенной к "домашней" обстановки. Различные развлечения и досуги, в которых активное участие принимают родители. Организация совместной деятельности ребенка с родителями. В нашей группе проводятся сезонные выставки совместного семейного творчества «Подарки осени», «Вместо елки букет»; выставки, приуроченные к знаменательным датам «У моей мамы ручки золотые», «Вместе с папой»; тематические выставки на темы комплексно-тематического планирования «Птичья столовая». Родители готовят совместные доклады к занятиям, беседам, фоторепортажи (старшие дошкольники). Мероприятия по повышению психолого-педагогической компетентности родителей. Педагогическое просвещение я реализую через: организацию общих родительских собраний, конференций; представление опыта семейного воспитания на родительских собраниях (где родители заранее готовятся по тематике собрания и имеют возможность представить свой опыт воспитания другим родителям); оформляю папки опыта воспитания в семье. Я провожу родительские собрания в нетрадиционной форме: круглые столы, тренинги, обсуждение педагогических ситуаций и проблем, характерных для разных возрастных периодов развития дошкольника. Также я постоянно провожу анкетирование для родителей, для выяснения проблем и определения пожеланий родителей. Для успешного взаимодействия важным является использование наглядной информации. Я планирую организацию интернет-сайта группы. Это поможет родителям обмениваться интересной информацией, делиться опытом воспитания и развития детей. Родители будут иметь возможность самостоятельно готовить материалы и размещать их на сайте в родительском уголке. Это будет способствовать улучшению отношений между родителями. Начало информационно-справочных рубрик в уголке для родителей привлечет их внимание и будет побуждать к сотрудничеству. Что может предложить педагог в такой форме работы? Все родители смогут посещать личную страницу педагога, в новостях следить за объявлениями как группы, так и детского сада; в частном порядке будут иметь возможность задавать вопросы и получать ответы в виде педагогической консультации или личных рекомендаций. Такое сотрудничество помогает: сплотить родительский коллектив, снять психологическое напряжение, приводить к диалогу и взаимодействию друг с другом, производить общее мнение, формировать педагогические умения и навыки, побуждать обмениваться опытом по воспитанию детей.
Также я привлекаю родителей к созданию развивающей среды группы (изготовлению дидактических игр, постройке мебели, обновлении театральных уголков, кукол и т. д.).
Важное значение имеет посещение родителями отчетных собраний с концертом воспитанников, участие родителей в подготовке и выступления на городских фестивалях детского дошкольного творчества. Я отслеживаю работу совета родителей, он должен работать системно. Результативность работы с родителями должна отслеживаться в двух направлениях: посещаемость и включенность. Я считаю, что модель взаимодействия педагога и семьи, должна в первую очередь, реализовывать интересы ребенка. Ребенок и его интересы должны находиться в центре внимания. Эти формы работы получили высокую оценку родителей, которые согласно опросу, находят их информативными, интересными и инновационными. Я думаю, что если строить работу с родителями таким образом, то можно повысить их педагогические знания, а также включать родителей в развивающее педагогическое пространство, как равноправных субъектов (на ряду с воспитателем).