Турковская Марина Алексеевна
Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием кейс-технологией
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием кейс-технологией
Турковская Марина Алексеевна
Педагог
МДОУ ДС № 22 УКМО
г. Усть-Кут, Иркутская обл.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КЕЙС – ТЕХНОЛОГИИ.
Актуальность.
В современных условиях у детей часто наблюдается дефицит воспитанности, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях друг с другом.
Публикация «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием кейс-технологией» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
В рамках реализации ФГОС ДО в содержании образовательной деятельности более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач речевого развития.
Оно направлено на:
- Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе включая моральные и нравственные ценности;
- Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками.
- Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
- Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Традиционно детям с раннего возраста читают сказки, для приобщения детей не только к миру художественного творчества, но и развития речи дошкольников, повышения социально-коммуникативных навыков детей. Через сказку мы учим детей умению говорить, рассказывать, общаться друг с другом.
В условиях реализации ФГОС ДО, наиболее актуальными становятся современные технологии.
Например - кейс-технология. Она возникла как способ анализа конкретных ситуаций в начале XX в. в Школе бизнеса Гарвардского университета (США). Название произошло от латинского термина «казус» - запутанный или необычный случай.
Сначала он применялся при обучении студентов юридических и финансовых специальностей. Постепенно кейс-технология стала использоваться в школе, а затем и в детских садах.
Кейс-технология – это метод активного проблемно-ситуационного анализа конкретных задач-ситуаций (кейсов). Она направлена на развитие способности, разрабатывать проблемы, и находить их решение, учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, сотворчество педагога и ребенка.
При обучении по кейс - технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет дошкольника, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему.
Кейс - это единый информационный комплекс. Как правило, он состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.
Кейс- технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Они противопоставлены таким видам работы, как повторение за педагогом, ответы, пересказ текста. Кейсы отличаются от обычных образовательных задач тем, что задачи имеют как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению. А кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей приводящих к нему. Перед педагогом стоит задача научить детей как индивидуально, так и в составе группы уметь:
-анализировать информацию;
-сортировать ее;
-выявлять ключевые проблемы;
-находить пути решения и оценивать их.
В дошкольном образовании для развития речи и социально-коммуникативного развития возможно применение некоторых методов кейс – технологии, а именно метод ситуационного анализа.
В младшем дошкольном возрасте это кейс – иллюстрации по сказкам, в среднем возрасте – это кейс- иллюстрации по рассказам разных писателей, в старшем дошкольном возрасте – фото-кейсы.
Цель: создать условия для развития речевых навыков детей младшего дошкольного возраста через использование кейс – технологии.
Задачи:
1. Обогатить знания детей об эмоциональных переживаниях окружающих людей;
2. Развивать речевые навыки, память и мышление;
3. Воспитывать положительное отношение ребёнка к себе, к другим людям и окружающему миру.
Для достижения поставленной цели и задач был разработан авторский диагностический материал по изучению речевых навыков младших дошкольников, который п оводился на базе МДОУ № 22 «Айболит», г. Усть-Кут, И кутской области, с еди воспитанников младшей г уппы, состоящей из 18 человек, дети в воз асте 3-4 лет, из них 9 девочек, 9 мальчиков.
В результате проведенной диагностики у большинства детей выявлен средний и низкий уровень развития речевых навыков (Приложение № 1).
Для повышения уровня речевых навыков было решено использовать кейс - иллюстрации, так как данный метод кейсов соответствует возрастным особенностям детей.
Кейс - иллюстрации помогают детям не только развивать речь, но и формировать навыки мышления, учат взаимодействию детей друг с другом и со взрослыми.
Работа с кейс - иллюстрациями имеет несколько этапов:
1. Ознакомление детей со сказкой,
2. Чтение сказки,
3. Беседа- обсуждение прочитанного.
Для работы используем разные виды театров- пальчиковый театр, настольный, би-ба-бо, нетрадиционные виды театров, чтобы помочь детям лучше понять прочитанное. И только потом знакомим детей с иллюстрациями к сказке. Иллюстрации рассматриваем, обсуждаем характер героев сказки, затем рассказываем детям сказку по иллюстрации, а уже потом ребята сами рассказывают сказку друг другу.
Конкретная ситуация должна соответствовать потребностям детей, отражать сюжет, отличаться «драматизмом» и проблемностью, достаточностью информации, не содержать подсказок относительно решения проблемы.
Задание – это всегда правильно поставленный вопрос.
Для детей младшего дошкольного возраста, были разработаны двенадцать кейсов по мотивам русских народных сказок «Курочка Ряба», «Колобок», «Заюшкина избушка» и другие. (Приложение № 2)
В каждом кейсе была обозначена проблема. Например, в сказке «Курочка Ряба» была проблема- мышка разбила яйцо, дети решили эту проблему, слепив из пластилина яйца для бабушки и дедушки.
В сказке «Заюшкина избушка» у Лисы растаяла избушка, и она выгнала зайчика. Для того, чтобы помирить Лису и Зайца, дети решили из кубиков построить новый домик для Лисы.
В сказке «Колобок» проблема была в том, что колобок укатился от бабушки и от дедушки, и не мог найти дорогу домой, дети помогли Колобку найти домик бабушки и дедушки.
В результате данной работы речевые навыки младших дошкольников заметно улучшились (Приложение № 3). Дети научились взаимодействовать друг с другом. Начала проявляться диалогическая речь.
В своей практике данную технологию использую второй год. Планируется применение кейс- технологии в течение четырех лет, для развития не только речевых навыков детей, но и социально-коммуникативного развития. По результатам работы предполагается издание методического пособия по данной теме. И предлагаю педагогам к использованию уже готовый материал.