Надежда Балашова
Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Речь является одной из главных потребностей и функций человека, прежде всего, как средство общения. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя, как личность. С развитием речи связано и формирование психических процессов: воображения, памяти, мышления. К тому же, речь — яркий показатель развития ребенка. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, с окружающим миром, не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи. Именно речевая активность ребенка, ее объем, и характер становится главным показателем успешной коммуникативной, познавательной, игровой и трудовой деятельности. Чем лучше развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше его готовность к школьному обучению. Поэтому речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.
Публикация «Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2022
Основная цель речевого развития в условиях реализации ФГОС ДО — развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Задачи речевого развития в ФГОС ДО :
Владение речью как средством общения и культуры. Надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим.
Обогащение активного словаря. Происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от словаря педагога и родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно-тематическом планировании работы.
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Связная речь состоит из диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т. е. умение изменять слова, соединять их в предложения.
Развитие речевого творчества. Работа не простая, предполагает, что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д. Все это становится возможным, если педагоги создают для этого условия.
Развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха. Ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи.
Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения-слушания, книга должна стать спутником детей.
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Согласно ФГОС ДО : «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; развитие всех компонентов устной речи детей; развитие речевого творчества; знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров; создание предпосылок у детей к обучению грамоте».
Можно определить приоритеты в развитии речи дошкольников, взяв за основу самые необходимые направления речевой деятельности :
• Развивающая речевая среда («от кого» зависит речь ребенка);
• Развивающая предметно-пространственная среда («от чего» зависит речь ребенка);
• Основные содержательные линии развития речи («чему учить» ребенка);
• Методические ориентиры по развитию речи («как учить» ребенка).
Выделяются основные направления работы по развитию речи детей :
Развитие словаря. Освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
Воспитание звуковой культуры речи. Развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
Формирование грамматического строя. Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам, синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений, словообразование.
Развитие связной речи. Диалогическая (разговорная) речь, монологическая речь (рассказывание).
Формирование элементарного осознания явлений языка и речи. Различение звука и слова, нахождение места звука в слове, воспитание любви и интереса к художественному слову.
Формы и методы работы по речевому развитию :
Наглядные: непосредственное наблюдение (наблюдения в природе, экскурсии) и опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность, рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам, картинам).
Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.
Практические: дидактические игры, коммуникативные игры, словесные игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Речевая среда рассматривается достаточно широко. Это не только речь окружающих взрослых и детей, но и телевидение, радио, кино, театр. Речевой средой в дошкольные годы является, прежде всего, речь взрослых и детей в семье и детском саду. Подражая речи воспитателя, ребенок перенимает все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз. А, если эта речь неправильная, то, ребенок перенимает и несовершенства и ошибки, которые встречаются в речи. Именно поэтому к речи педагога ДОУ предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования. Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:
Правильность — соответствие речи языковым нормам;
Точность — соответствие смысловому содержанию;
Чистота — отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку, а также выразительность и богатство.
Все вышеперечисленное в полной мере относится и к речи других взрослых, окружающих ребенка: родителей, других родственников, друзей взрослых. Недопустимо использование ими слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Можно выделить следующие задачи речевого развития :
1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
2. Обогащать эмоционально-чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.
4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.
5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно-речевой деятельности.
6. Поддерживать условия для развития познавательно-речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.
Для того, чтобы обеспечить развитие личности воспитанников, необходимо в каждой возрастной группе создать развивающую предметно–пространственную среду.
В главе 3, параграф 3.3 ФГОС ДО перечислены конкретные требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ. Выдержка: «Развивающая предметнопространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной». Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Одним из важных условий при создании развивающей предметно-пространственной среды является соответствие материала возрасту дошкольников. Соответствие возрасту — одно из значимых и в то же время сложно выполнимых условий. Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны опять же сегодня каждому отдельному ребенку. Одновременно надо помнить, что следующая возрастная группа является хранителем среды предыдущей группы по многим причинам. Она должна сохранять материалы прошлой ступени развития.
В связи с этим можно рекомендовать ориентироваться на следующие показатели соответствия среды возрасту детей. Дети младших групп, развитие которых находится на рубеже перехода от предметной к игровой деятельности, должны получать от среды возможности развития именно этих видов деятельности. В соответствии с закономерностями развития мышления, памяти, внимания, речи и т. д. здесь должна быть мощно представлена среда предметной деятельности и связанных с ней условий сенсорного воспитания и развития детей, здесь же получает питание зарождающаяся игровая деятельность.
Таким образом, развивающая среда младшей группы должна содержать все виды деятельности, но направленность их связывается с предметной и игровой деятельностью. В их содержании должны реализовываться все задачи развития детей этого возраста. Общий вид группы — игровой, яркий, предметный.
В средней группе должно преобладать такое содержание развивающей среды, которое определяет переходный этап от предметной деятельности к более развитой, игровой. Этот уровень должен расти, его может обеспечить плавный переход от обеспеченной творческой игры к игре, заставляющей ребенка самого искать комбинации игровой ситуации, обстановки, игрового содержания, правил и действий. Поэтому игровое оборудование в течение года постепенно уступает место академическому содержанию деятельности.
Старшая группа. Здесь идет дальнейшее развитие ведущей деятельности, это период пика развития творческой сюжетно-ролевой игры, и здесь к игре предъявляются особые требования. В старшей группе одна из основных задач педагогов состоит в организации предметно-развивающей среды для познавательного развития. Материалы среды должны регулярно пополняться. Подготовительная к школе группа близка по наполнению к старшей группе, но отличается содержанием, в которое укладываются программные задачи, индивидуальные особенности и потребности детей.
Говоря о проектировании развивающей среды детей подготовительной группы, также нужно предупредить желание взрослых превратить эту группу в школьный класс с наглядными пособиями, географическими и историческими картами, схемами и пр. Таким образом, при условии правильного организованного педагогического процесса с применением методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, а также с правильно организованной предметно-развивающей средой дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок напряжения усвоить предложенный материал.
Упражнения
Перечислите для себя главные аспекты понятий из темы «Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО».
Вспомните, где раньше вам приходилось сталкиваться с материалом темы.
Тесты
1. Что является главным показателем успешной коммуникативной, познавательной, игровой и трудовой деятельности в дошкольном образовании?
A. Творческая активность;
B. Трудовая активность;
C. Речевая активность;
D. Спортивная активность.
2. Что является речевой средой ребенка дошкольного возраста?
A. Речь педагога;
B. Речь родителей;
C. Речь других детей, с которыми контактирует ребенок.
D. Всё выше перечисленное.