Виктория
Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. Семейный театр «Теремок»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ детский сад «Солнышко»
ПРОЕКТ
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Семейный театр «Теремок»
п. Монастырщина
Воспитатель: Шлогова Виктория Николаевна
ВИД ПРОЕКТА: долгосрочный, творческо-речевой.
СРОК ДЕЙСТВИЯ:2020-2021 учебный год.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель
КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ: коллективный.
Публикация «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности, Семейный театр „Теремок“» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семья. Сценарии семейных развлечений
- Театр. Театрализованная деятельность
- «Теремок». Все материалы на сказочную тему
- «Теремок». Сценарии, театрализация, драматизация
- Темочки
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ : 4-5 лет.
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ И ЗНАЧИМОСТИ ПРОЕКТА
В течение последних лет наблюдается рост количества детей с речевыми нарушениями. Именно поэтому так важно уже в дошкольном возрасте обратить внимание на данную проблему и создать в дошкольном учреждении как можно больше условий, способствующих становлению правильной речи.
Известно, что игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием речи, воображения, фантазии, инициативности и т. д.
Широки воспитательные возможности театрализованной деятельности. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят реёнка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам.
Театрализованные игры также позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.
Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Привлечение родителей к участию в театрализованной деятельности совместно со своими детьми повышает качество проводимой работы и способствует установлению тесного сотрудничества между детским садом и семьёй. Родители оказываются вовлечёнными в события, происходящие в жизни дошкольного учреждения, пытаются помочь в проведении различных мероприятий, видят своего ребёнка в процессе проживания дошкольного детства.
ЦЕЛИ ПРОЕКТА:
1. Способствовать развитию речевых и творческих способностей детей дошкольного возраста.
2. Развивать партнёрские отношения с родителями в сфере творческо-речевой деятельности детей.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
создание предметно-развивающей среды, способствующей развитию интереса к театрализованной деятельности;
подбор литературных произведений для театрализованных игр : с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками;
формирование умения эмоционально воспринимать содержание сказки, чувствовать и понимать её характер;
развитие у детей художественно-речевых исполнительских способностей: выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные интонации, выражающие характер сказки;
воспитание у детей положительных черт характера (отзывчивости, доброжелательности, сочувствия, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения;
привлечение родителей к активному участию в театрализованных праздниках и развлечениях.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
1. Становление у детей правильной выразительной связной речи, мышления, памяти.
2. Обогащение речи детей за счет образных выражений, активизация словаря ребенка, совершенствование навыков диалогической речи, её грамматического строя, развитие эмоциональной выразительности речи.
3. Сформированность навыка общения.
4. Сформированность устойчивого интереса к театрализованной деятельности.
5. Плодотворное сотрудничество с родителями.
РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА
Создание условий
Для работы над проектом создана содержательная предметно-развивающая среда, способствующая возникновению интереса к театрализованным играм. В группе организованны уголки для театрализованных игр и представлений. В театральных уголках собрано множество видов театра : настольный, бибабо, пальчиковый, реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы для кукольного театра, маски). Есть уголок ряжения, где дети могут самостоятельно подобрать себе костюм.
В литературных уголках хранится детская художественная литература, в том числе книжки-раскладушки, книжки-панорамы.
Создан уголок искусства для самостоятельной художественной деятельности детей.
На территории детского сада создана сказочная обстановка. Руками родителей изготовлены и установлены красочные сказочные персонажи.
КООРДИНАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА
Воспитатель:
• Планирует познавательно-речевую и театрально-игровую деятельность детей.
• Разрабатывает систему занятий, игр, упражнений.
• Отбирает методы и приемы в работе с детьми, отвечающие их возрастным особенностям.
Музыкальный руководитель:
• Подбирает музыкальный материал, способствующий возникновению музыкально-речевых связей.
• Подбирает пьесы для постановки с детьми.
• Совместно с воспитателями и родителями разрабатывает сценарии утренников.
Родители:
Принимают активное участие в реализации проекта: помогают педагогам создавать предметно-развивающую среду, принимают участие в утренниках, посещают открытые занятия и праздники.
РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ:
Разработаны мероприятия речевого развития детей старшего дошкольного возраста :
Беседа-лекция «Знаете ли Вы своего ребёнка».
Консультация «Недостатки речи у детей дошкольного возраста».
Знакомство с творчеством настоящих артистов. Семейный просмотр спектакля в исполнении приглашённого театра «Арлекин».
Практическое задание для родителей «Составление сказок», «Составление книжек-малышек».
Тематическое мероприятие «Театральная игрушка в руках ребёнка».
Изготовление атрибутов к сказке «Красная Шапочка».
Тематическое мероприятие «Мы актёры» (показ сказки детям младших групп.
Инсценировки сказок:
Хозяйкин огород
Сказка о капризном Котенке
Встреча Нового года в лесу
Как Снеговик друзей нашел
Сказка о пользе здорового образа жизни
Осенние подарки
Маленькая Уточка.
Сказка о храброй маме Курочке
Пирог для мамы
Семейная гостиная «Развитие речи дошкольников».
Инсценировка сказки родителями «Если рядом сказка».
Фотовыставка «Семейный театр».
Этапы реализации проекта
1 Этап: Информационно-технологический
1 Подбор материала, литературы по теме проекта.
2 Планирование работы с детьми и сотрудничество с родителями.
3 Анкетирование родителей.
2 Этап: Практический
1. Проведение родительских собраний, консультаций, лекций для родителей.
2. Проведение игр-драматизаций и театрализованных игр с детьми.
3. Проведение праздничных утренников с участием сказочных персонажей.
4. Показы театрализованных представлений с привлечением родителей.
3 Этап: Заключительный
1. Просмотр фотовыставки
2. Родительское собрание «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» (с использованием презентации)
Результат проекта
Опыт работы показал, что участие детей в данном проекте позволило детям преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, также благоприятно повлияло на обогащение словаря детей, на развитие речевых способностей. В процессе театрализованной деятельности у детей улучшается настроение, уверенность в себе. Приобретенные умения в театрализованных играх дети переносят в повседневную жизнь.
Список литературы:
1. Агапова И, Давыдова М. «Развивающие игры со словами для детей» М. ., Рипол Классик Дом, 2007
2. Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду» М., 2003
3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность в детском саду». М. : Мозаика-Синтез, 2008.
4. Гербова В. В. «Занятия по развитию речи» М., Мозаика –Синтез, 2009
5. Комплексно-тематическое планирование сказочных представлений. Художественно-эстетическое развитие детей 4-7 лет. ФГОС ДО
6. Театральная педагогика в детском саду. Методические рекомендации.
Мигунова Е. В. – ТЦ Сфера, 2009