Дарья Рыбинская
Консультация для родителей «Речевое развитие детей 2–3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
На третьем году жизни у ребенка происходят большие изменения в развитии речи. Словарь ребенка значительно обогащается, речь становится более сложной и ребенок начинает пользоваться всеми частями речи. Так как речевой аппарат малыша еще не совершенен, то ему становится сложно произносить такие звуки, как «ш», «щ», «ч», «р», «ж».
Публикация «Консультация для родителей „Речевое развитие детей 2–3 лет“» размещена в разделах
Речь малыша более осмысленная, но построение фразы вызывает большое затруднение, поэтому часто бывает неправильной. В речи детей появляется много слов, которые они придумывают сами.
В этом возрасте дети очень любят слушать коротенькие стихи с простой рифмой про то, что им близко и понятно. Например, когда идет дождь, можно рассказать стишок про дождь, при виде птичек – стишок про птичек и т. д.
Картинка помогает ребенку лучше воспринимать рассказываемое, способствует сосредоточению его внимания. Поэтому хорошо использовать иллюстрации к стихам, сказкам, рассказам.
У маленьких деток нужно так же развивать внимание, память, воображение. Для этого хорошо загадывать простые, доступные для ребенка загадки:
Например: «На заборе сидит,
Громко-Громко кричит:
Ку-ка-ре-ку» (Петушок)
При этом загадка должна быть легкой по содержанию, короткой, сам текст должен наталкивать на ответ. Если малыш затрудняется, то покажите ему картинку.
Большую роль в развитии речи играют игры, в которых много поводов для разговора со взрослыми или другими детьми: пальчиковые, речевые, игры с волшебным мешком.
Например, в мешке находятся разные предметы и игрушки, которые могут вызвать воспоминания. Хорошо вспомнить о прошлом и говорить, о будущем, связывая настоящее с прошлым и будущим. Например, наблюдая за падающими осенними листьями и голыми деревьями, вспомнить лето, говоря при этом: «А помните, как летом было много зеленых листочков на этом дереве?» или «Помните, здесь была клумба с цветами?», говоря о будущем, рассказать, как малыш будет играть зимой.
Чтобы ребенок говорил правильно, то и с ним нужно говорить правильно, а не сюсюкать и не искажать слова. Полезно в таком возрасте давать ребенку поручения: «Попроси у папы бумагу и карандаш».
Дети 2-3 лет не всегда умеют правильно пользоваться своим голосовым аппаратом, например, не могут достаточно громко отвечать на вопросы взрослого и говорить тихо, когда этого требует ситуация (при подготовке ко сну, во время приема пищи).
Развивая речь детей, надо учить их говорить правильно, ровным, спокойным, некрикливым тоном.
В этом возрасте у детей велика склонность к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш укрепляет и артикуляционный аппарат. Например, «Подуй на снежинку», «Подул ветерок».
Несколько правил для развития речи у детей.
1. Необходимо чаще читать художественную литературу (стихотворения, народные песенки, потешки, сказки).
2. Использовать вопросы и задания, требующие от ребенка ответа - действия (что-то показать, найти, принести, сделать то-то и так-то).
3. Разговаривая с ребенком, нужно проявлять выдержку и терпение. Если на ваш вопрос не последовало ответа, повторите вопрос или подскажите ответ, поощряя попытку малыша воспроизвести вслед за вами слово, фразу.
4. Не забывайте повторять с детьми пройденный материал.
5. Старайтесь чаще вносить в жизнь детей что-то новое, неожиданное, интересное способствующее их всестороннему развитию.