Марина Тюрьминова
Консультация «Речевое общение детей второго года жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
«Речевое общение детей второго года жизни»
Речь – способность, данная людям, как дар «Природы». Становление речи в раннем детстве имеет свои закономерности, с которыми должны быть знакомы взрослые. Речевая функция очень важна для ребёнка, и поэтому овладение ею считается одной из главных линий развития в первые годы жизни.
Проблема развития речи волнует большинство родителей. Ведь малыш, который говорит, понятен взрослому. С помощью слов легче узнать о самочувствии ребёнка, его чувствах и желаниях. В раннем детстве речь как средство общения, познания, формирования мыслительной деятельности и понятийного аппарата проходит стадию своего становления. Второй год жизни малыша на этом пути имеет свои отличительные черты и нюансы. Начало года и его конец не равнозначны с точки зрения овладения речевыми навыками – это путь немаловажных изменений как в понимании, так и в активном овладении родным языком.
Публикация «Консультация „Речевое общение детей второго года жизни“» размещена в разделах
Малыш узнаёт названия многих предметов, игрушек, а также действия с ними и их качества. А главное, он учится обобщать предметы, опираясь на их признаки, функциональное назначение.
Каждое слово имеет конкретное значение. Первые слова малыша усваиваются именно в конкретном значении (речь идёт об игрушке или каком-либо предмете, которое находится в поле зрения ребёнка).Чтобы малышу было легче запомнить название того или иного предмета, нужно помещать его в постоянное поле его зрения.
Обобщённая функция слова открывается ребёнку на втором году жизни. Он начинает понимать, что слово «машина» - это не только его машинка, но и большие машины на улице. Так родной язык становится для малыша средством освоения и усвоения культуры, а речь – средством мышления и познания. Каждое умение не рождается из ничего. Чтобы ребёнок смог освоить такую мыслительную функцию, его следует готовить к этому.
В семье должны уважительно относится к первым речевым проявлениям ребёнка. Нужно иметь ввиду, что:
• речью малыш овладевает только при условии общения с взрослым – ему важно слышать речь;
• развитие речевого слуха так важно, что именно звуки речи малыш выделяет из звуков окружающего мира, музыки и шума;
• ребёнок заговорит на том языке, на котором с ним общается взрослый (независимо от национальности);
• если в семье говорят на двух языках, то малыш будет осваивать их одновременно.
Освоение языка является сложнейшим процессом. Успешность зависит от физиологических (необходимость здоровой нервной системы) и социальных (целенаправленное развивающее общение с взрослым) факторов. Существует ещё одно не мало важное условие – активность самого ребёнка.
Есть лишь общая возрастная тенденция, а индивидуальная выраженность у каждого своя.
При общении с ребёнком стройте понятные для него фразы, делайте паузы, давая ему возможность осознать то, о чём вы просите или спрашиваете. Развитию речевой активности способствуют вопросы: что это? Где кукла? Как мяукает кошка? и т. п. Их нужно сочетать с поручением: покажи, принеси, найди, позови и т. п.
Общение с ребёнком должно быть эмоциональным, смена интонационной выразительности голоса помогает поддерживать ориентировочную активность. Широко используйте фольклорную тематику, вносите настроение веселья, элементы сюрпризности и неожиданности.
Успешность развития речи во многом зависит от взрослого, который должен разговаривать с малышом, объяснять и пояснять всё, что происходит на его глазах дома, на улице, всё, что достойно внимания.
Важно помнить, что общение и речь – великий дар, и ребёнок должен учиться пользоваться им с самого раннего детства.