марина исагулова
Сенсомоторное и речевое развитие детей третьего года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсомоторное и речевое развитие ребенка третьего года жизни
Цель: Расширить знания в области сенсомоторного и речевого развития; ознакомление с играми-упражнениями на активизацию сенсорного восприятия.
Сенсомоторика состоит из двух слов (sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель.)
Задачи сенсомоторного развития :
Публикация «Сенсомоторное и речевое развитие детей третьего года жизни» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
· Развитие мелкой моторики рук;
· Развитие координации движения кистей рук;
· Формирование представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
· Активизация сенсорного восприятия, стимулируя анализаторы зрительные, слуховые, осязания, обоняния и вкуса.
Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Ребёнок начинает познавать мир с самого раннего возраста, сначала с помощью ощущений (сенсорики, его жизнь окружает разнообразие звуков, красок, форм. И чем больше будет развито сенсорное восприятие у ребёнка, тем развитие ребёнка происходит более эффективно
Ребёнок растёт, начинает двигаться: ползать, ходить, бегать, и теперь уже крупная и мелкая моторика помогает ему познавать окружающий мир.
Особенности сенсомоторного развития в младенческом возрасте:
- Складывается акт рассматривания предметов;
- Формируется хватание, приводя к развитию руки, как органа движения;
- Устанавливаются зрительно-двигательные координации;
- Устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между восприятием предмета, действием с ним и его называнием.
Сенсомоторика – это умение управлять движением и эмоциями, это согласованность глаз и движения, согласованность слуха и движения.
Сенсомоторика работает на уровне рефлексов. Показательный пример: мы идём по улице, глаза увидели препятствие: лужу, камень, … мы или останавливаемся или делаем движение в сторону. Сработало сенсомоторное восприятие.
Ещё пример: мы услышали громкий звук, я не знаю, как именно отреагируете вы, но какие-то изменения в вашем движении будет, вы либо остановитесь, либо ускорите движения, либо посмотрите в сторону откуда доносится звук. Ещё пример: рисуем пейзаж – при помощи руки на лист переносим то, что видят глаза. (взаимодействия зрения и движения руки и пальцев)Теперь мы понимаем насколько важно развивать у ребёнка сенсомоторные качества. Уровень речевого развития играет существенную роль в развитии восприятия. В дошкольном возрасте активно совершенствуется двигательная сфера. Движения становятся координированными, ловкими, уверенными, что значительно расширяет круг практической деятельности дошкольника.
Выдающиеся учёные в области дошкольной педагогике и психологии (А. В. Запорожец, А. П. Усова, Е. Т. Тихеева, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. Ребёнок открыт всему миру. Известно, что он усваивает огромный объём информации. «От пятилетнего возраста до меня один шаг, а от новорожденного до пяти огромное расстояние», - писал Л. Н. Толстой. Путь дошкольника очень ответственный: он трудный и радостный, он приносит много разных встреч и открытий. Чем больше дети познают, тем богаче будет их сенсорный опыт, тем легче и проще им будет развивать моторику, и всё это позволит легче учиться.
Чтобы познакомиться с каким-то предметом, его нужно изучить: трогать руками, сжимать, гладить, то есть совершать какие-то действия, которые называются моторными. Чтобы взять предмет одной рукой, малыш должен быть уже моторно готов к этому. Если он не может схватить этот предмет, то не сможет и ощутить его. Значит, если мы научим руки ребёнка быть ловкими и умелыми, то он сможет многое познать с их помощью. И чем раньше мы дадим в его руки новое, неизученное, тем быстрее они станут умелыми. Всё это, безусловно, облегчает развитие и обучение детей. Важно, чтобы окружающий мир был обогащён развивающей средой : разработаны игрушки, игровые пособия, стимулирующие зрительные, тактильные, обонятельные ощущения. Учитывается сила цвета: при грамотно подобранной цветовой гамме снижается напряжение, оптимизируется эмоциональный настрой.
Каким образом открыть перед малышом мир, в который он пришёл, помочь не потеряться в нём, воспринять добро, красоту с трепетом и улыбкой – это то, что волнует педагогов. Важно, чтобы, вкладывая в руки малыша кусочек глины или выбирая для него формат бумаги, знакомя его с мягкой игрушкой или интересной книгой, мы не только пользовались интуицией и богатым педагогическом опытом, но и руководствовались знаниями по возрастной физиологии.
В раннем возрасте основной формой общения ребёнка со взрослым уже должно быть практическое, деловое сотрудничество, а действия с предметами – ведущей деятельностью.
Дети младшего дошкольного возраста должны уметь застёгивать и расстёгивать пуговицы, зашнуровывать и расшнуровывать обувь, завязывать шарф. Кроме того, они должны уметь завязывать и развязывать узелки, подбирать крышки по величине и по цвету, уметь пользоваться прищепкой, выполнять задания на развитие мускулатуры пальцев рук, подбирать колпачки к фломастеру по цвету, нанизывать колечки на леску по цвету и по величине, выкладывать изображения из пуговиц, мозаики, спичек (5-8 штук, из семян на пластилиновой основе и т. д. Люди давно заметили, что движение рук и пальцев благотворно действует на развитие детей. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
Для детей, имеющих отклонения в развитии, - отмечал Л. С. Выготский, - необходимо создание обходных путей. Необходимо подбирать комплекс игр-занятий которые помогают думать, запоминать, чувствовать. Ребёнок должен сам заниматься поиском решения задачи.
Игры по познавательному развитию детей.
- «Угадай-ка» - создание проблемной ситуации.
- «Подумай-ка» - дискуссия, обсуждение, ведущие к «открытию» нового знания.
- «Узнавай-ка» - решение проблемы самими детьми, формирование поисковых способов ориентировки при выполнении задания.
- «Делай-ка» - знакомство с алгоритмом действий, общепринятой терминологией.
- «Запоминай-ка» - проговаривание вслух установленных алгоритмом действий.
- «Упражняй-ка» - тренировочные упражнения.
Игры-упражнения, в начале которых малыш уже видит положительную оценку своей деятельности – «маленький приз», но получить его сможет тогда, когда разрешит очередную проблемную ситуацию. Игры - занятия по познавательному развитию лучше проводить индивидуально либо подгруппой из 2-3 человек.
Игра: «Найди шарик» - развитие тактильных ощущений. Малышу предлагают поиграть с крупой, которая находится в банке. В крупе ребёнок находит шарик, с которым ему также предлагают поиграть.
Упражнения с шариком (Фридриха Фрёбеля) Развитие зрительного внимания и стимуляция активных и направленных движений кистей рук («Туда-сюда», «Вверх-вниз», «Скок-скок», «Спрячь в ладошку», «Спрячь в коробочку»). Упражнения выполняются как правой, так и левой рукой.
Ручная моторика тесно связана с речевым, психологическим и личностным развитием ребёнка. Одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка является дидактическая игра. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: обучающую, которую преследует взрослый, и игровую, ради которой действует ребёнок. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения детей к заданию, что очень важно при развитии ручной моторики у дошкольников.
Игра «Весёлые крышки»
Цели: - учить детей производить откручивание и закручивание крышек разного диаметра, зрительно определять по схеме их заданное местоположение и цвет.
- воспитывать интерес к обучению, усидчивости.
Игра «Цветные шарики»
Цели: - учить детей нанизывать шарики с отверстием на стержень, зрительно определять по схеме местоположение и цвет шариков;
- развивать мелкую ручную моторику зрительное восприятие, внимание, мышление, память;
- воспитывать учебные навыки.
Игра «Будь внимателен»
Цели: - учить детей выполнять соотносящие действия, согласовывать движения обеих рук, анализировать план-схему, подбирать по цвету шарики или фишки, соблюдать последовательность их выкладывания;
- закреплять знания цветов, развивать точность движений рук, зрительно- двигательную координацию.
Игра «Забавные прищепки»
Цели: - учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить её местоположение по цвету;
- развивать мелкие движения рук, соотносящие действия, координацию действия обеих рук, зрительное восприятие, внимание, память.
- воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость, терпение.
Занятия по сенсорному воспитанию направлены на развитие зрительного восприятия и внимания, подражания, формирование целостного образа предметов, на развитие тактильно-двигательного восприятия, на развитие слуховой памяти и внимания и т. д. В задачи обучения и воспитания входит:
- учить выделять и называть основные цвета и формы;
- учить детей обследовать предметы зрительно-тактильно (при обследовании объёмных предметов) и зрительно-двигательного (при восприятии плоскостных форм или объектов). Игры с прищепками – прекрасная форма работы для закрепления знаний о цвете, форме, величине, умения ориентироваться в пространстве, счётных навыков, развития мышления, внимания, воображения. В процессе игр дети развивают конструктивный праксис, создавая из частей целые предметы – человечков, домики, растения – из различных по форме, цвету и величине геометрических фигур. Дети учатся помогать друг другу, сопереживать.
Игры с прищепками помогают установить контакт с детьми, вызвать доверительные отношения к взрослым и сверстникам. В ходе таких игр развивается эмоционально-волевая сфера детей, ведь прищепки в форме «крокодилов» умеют широко открывать «пасть» и могут «укусить» за пальчик.
Данные игры помогают активизировать речь, обогатить её новыми словами. Игры с прищепками можно использовать с раннего возраста, делая поделки совместно или по показу и сопровождая работу чтением стихов или беседой, с учётом способностей каждого ребёнка.
Игра «Солнышко»
- Смотрит солнышко в окошко,
- Смотрит в нашу комнату.
- Мы похлопаем в ладошки, Очень рады солнышку.
Вариант игры: ребёнку даются круг жёлтого цвета и прищепки двух цветов. Предлагается по образу выбирать только жёлтые прищепки и прикреплять их к кругу.
- Детям старшего дошкольного возраста можно предложить сделать «солнышко в разные времена года». Для этого предлагаются круги жёлтого и красного цветов, но разные по величине. Например, солнышко зимой светит, но не греет. Ребёнок выбирает маленький круг желтого цвета и короткие прищепки такого цвета. Весной солнышко светит ярче, от его тепла тает снег, поэтому для солнышко мы выбираем круг большего размера и длинные прищепки. Летом солнце печёт, оно очень тёплое, люди загорают. Для летнего солнышко можно выбрать большой красный круг и чередовать желтые и красные прищепки. Осенью солнышко не такое жаркое, поэтому можно взять желтый круг и чередовать желтые длинные и короткие прищепки.
Игра «Ёжик»
Ель на ё жика похожа:
Ёж в иголках, ёлка тоже.
Вариант игры: ребёнку предлагаются плоскостные изображения ёжика и ёлки (из картона, фанеры и т. д.) на подставке. Дети прикрепляют прищепки к ёлки зелёного цвета, к ёжику – прищепки другого цвета. Можно предложить чередование прищепок по величине, по цвету, например ёлка зимой - чередование зелёных и белых прищепок. Ёжик осенью несет на иголках разноцветные листики – предлагаются прищепки жёлтого, красного, оранжевого цветов. Можно предложить детям прикрепить необходимое количество прищепок или на ёлку прикрепить две прищепки, а на ёжика – на одну больше и т. д.
Игра «Змея в траве» - Дети по образу прикрепляют к прищепке два круга – это глаза змеи. Далее к этой прищепки прикрепляются все остальные друг за другом в длину, зигзагообразно. К картону зелёного цвета любой формы дети прикрепляют зелёные прищепки, так получается трава. В заключении можно «положить змею в траву», послушать, как она шипит (дети произносят звук (ш) громко и тихо, долго и кратко, придумать про змею сказку и т. д.
Учитывая особенности наших воспитанников, необходимо:
Больше проводить индивидуальных занятий, осуществлять предварительную работу по развитию тонкой и глубокой моторики, предлагать небольшое количество материала, неоднократно повторять показ действий с тем или иным материалом, заканчивать упражнение при достижении первого результата, так как ребёнок быстро истощается, не может долго работать.
Опыт показывает, что дети с нарушениями в развитии выбирают упражнения, которые могут выполнить, а упражнения, вызывающие затруднения, игнорируют, хотя иногда и испытывают интерес. Важно не упустить этот момент интереса и помочь ребё нку в овладении упражнением: достижение успеха приводит к самоуважению и возникновению дальнейшей потребности в развитии. Но ведь можно несколько видоизменить упражнение, чтобы ребёнок мог выполнять его самостоятельно!
На современном этапе проблемы сенсорного и моторного воспитания обсуждаются в педагогической теории. Авторы отмечают, что сенсорное и моторное развитие не являются врождёнными, а развиваются в процессе.
Список используемой литературы:
Э. Джин Айрис. Ребенок и сенсомоторная интеграция. Теревинф 2009
Е. Янушко. Игры с аутичным ребенком. Теревинф, 2007