Любовь Онучина
Особенности психофизического развития детей с нормативным развитием и детей с органическим поражением ЦНС второго года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности психофизического развития детей с нормативным развитием и детей с органическим поражением ЦНС второго года жизни
Если в первый год жизни ребенок овладевает первыми культурно-фиксированными действиями с предметами, то на втором году жизни ребенок осваивает культурные способы обращения с предметами окружающего мира.
Публикация «Особенности психофизического развития детей с нормативным развитием и детей с органическим поражением ЦНС второго года жизни» размещена в разделах
Второй год жизни ребенка является новым этапом в его психическом развитии. Ведущей в этом возрасте становится предметная деятельность. Нормально развивающегося ребенка второго года жизни отличает ярко выраженная познавательная активность, которая проявляется в любознательности, неуемном стремлении исследовать все, что он видит, в сосредоточенности на действиях с предметами. Предметная деятельность протекает в форме как самостоятельных действий с предметами, так и совместной деятельности, сотрудничества со взрослыми.
Неотъемлемой частью такого сотрудничества является ситуативно-деловое общение, которое обслуживает практическую деятельность ребенка. Предметная деятельность и общение определяют весь ход социально-личностного и познавательного развития. В процессе ситуативно-делового общения ребенок начинает овладевать особым классом действий с предметами – культурно-фиксированными действиями, что позволяет ему постепенно входить в мир культуры, направлять его познавательную активность в русло человеческой деятельности. В контактах со взрослыми ребенок усваивает назначение различных предметов, их свойства и способы обращения с ними. Так, в процессе ежедневных режимных процедур малыш учиться пользоваться предметами утилитарного назначения (ложкой, чашкой, в повседневных совместных занятиях и играх с дидактическими игрушками (пирамидками, вкладышами) он с помощью взрослого знакомится с некоторыми сенсорными эталонами (формой, цветом, соотношением предметов по величине) и простейшими правилами их использования. В играх с сюжетными игрушками он начинает действовать в условном плане, отражая доступными для себя способами часто наблюдаемые действия взрослых. Постепенное овладение культурно-фиксированными действиями способствует развитию все психических процессов – восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания.
В общении со взрослыми ребенок приобретает опыт практического взаимодействия с разными людьми. Он чрезвычайно чувствителен к обращениям взрослых, охотно откликается на их инициативу. В то же время малыш и сам проявляет ярко выраженную инициативность, вовлекая взрослых в свои занятия, стремится продлить деловые контакты. В этом возрасте ребенок доверчиво относится не только к близким, но и к посторонним взрослым, с удовольствием предлагает им свои игрушки, охотно выполняет просьбы, способен налаживать совместную деятельность с ними. Любознательность, инициативность, настойчивость открытость социальному и предметному миру свидетельствуют о благополучном развитии самосознания ребенка, его уверенности в себе.
На втором году жизни взрослый выступает для ребенка в самых разных качествах. Малышу по-прежнему необходимы внимание и ласка взрослого, но на первый взгляд выдвигается потребность во взрослом как в помощнике и доброжелательном соучастнике в действиях с предметами. Ребенок стремиться подражать всему, что делают взрослые. Основным объектом подражания становятся действия, в которых взрослый, например, «читает книжку», «разговаривает по телефону» и др. Однако в этом возрасте ребенок чаще копирует внешнюю картину поведения взрослого, не обращая внимания на результативность того или иного действия. Например, собираясь на прогулку, ребенок начинает одеваться сам, но делает это следующим образом: берет колготки, кофточку, носки и кладет их себе на шею и на ноги, не предпринимая дальнейших попыток одеться по-настоящему. Аналогичных примеров очень много, они свидетельствуют о том, что ребенок уже освоил назначение знакомых ему предметов, но еще не овладел способами действий с ними, приводящими к получению необходимого результата. А это значит, что взрослый не в полной мере является образцом того, что и как нужно делать.
Малыш хорошо различает положительную и отрицательную оценки своих действий. Он очень чувствителен к оценке взрослого. Похвала вызывает радость, стимулирует активность, улучшает его отношение к взрослому, усиливает доверие к нему. Порицание, с одной стороны, огорчает ребенка, иногда даже ведет к прекращению деятельности, с другой - усиливает поиск оценки, что способствует уточнению способов действий с предметами.
Ребенок на втором году жизни использует достаточно богатый репертуар коммуникативных средств. К ним относятся экспрессивно-мимические средства, в том числе выразительные жесты (ребенок смотрит взрослому в глаза, улыбается, смеется или сердится, принимает позу, выражающую просьбу взять его на руки, показывает на предметы); предметные действия, такие как вкладывание игрушки в руку взрослого, обмен игрушками, совместные действия; предречевые вокализации, среди которых основное место занимает лепет. Некоторые дети уже в начале второго года жизни произносят свои первые слова, которые существенно отличаются от слов взрослого и по звучанию, и по назначению (так называемые детские слова, или автономная речь).
В этот период появляется повышенный интерес ребенка к речи взрослого. Он пристально наблюдает за движением губ говорящего человека, иногда беззвучно или шепотом пытается повторить сказанное слово, оставшись один, подолгу лепечет. И все же основной характеристикой речи на этом этапе остается понимание ребенком речи взрослых. Если малыш адекватно откликается на инициативу взрослого, выполняет его просьбы и инструкции, лепечет, можно с уверенностью ожидать появление активной речи.
Активная речь, как правило, появляется в 1,5 года, хотя некоторые нормально развивающиеся дети начинают говорить позже. Дети, произносившие до того отдельные слова и предпочитавшие общаться с окружающими с помощью мимики, жестов и лепета, пробуют по собственной инициативе пользоваться речью. Наступает период стремительного обогащения и усложнения грамматического строя речи: на смену отдельным словам, имеющим смысл целого предложения, приходят фразы из двух трех слов и более слов. Произношение звуков и слов пока еще несовершенно и часто непонятно не только посторонним, но и близким людям. Однако на протяжении второго года артикуляционная сторона речи достаточно быстро совершенствуется.
Общение ребенка со взрослым все больше начинает опосредоваться словом. К 2 годам ребенок может называть многие предметы из своего окружения, людей, животных, известные ему явления природы, которые наблюдает или видит на картинках в книжках; он обращается с просьбами, рассказывает о чем-либо, задает вопросы. Речь обогащает опыт совместной деятельности с предметами. Ребенок понимает основные назначение и основные качества используемых их предметов, знает свои вещи и с удовольствием демонстрирует их взрослым. Он становится более внимательным при выполнении действий по образцам.
Под влиянием взрослого ребенок все чаще отражает элементы жизненного опыта в игре с сюжетными игрушками. На втором году жизни начинает развиваться особая форма – процессуальная игра. В этот же период складывается его общение со сверстниками.
Таким образом, сфера жизнедеятельности нормально развивающегося ребенка обогащается все новыми видами активности. На протяжении всего периода (от 1 года до 2 лет) решающее значение для развития ребенка имеют его общение со взрослыми и предметная деятельность. Именно эти линии психического развития в первую очередь должны стать предметом диагностики данного возраста (от 1 до 2 лет).
Рассмотрим в данном возрастном периоде особенности и критерии развития основных психических процессов и систем взаимодействия с окружающими.
Развитие зрительной системы
В возрасте от года до двух лет у ребенка активно развивается восприятие. Этот процесс идет под влиянием продуктивной, конструктивной и художественной деятельности. Восприятие ребенка тесно связано с выполняемыми предметными действиями. Знакомясь со свойствами предметов, разнообразными формами, цветами, отношениями величин, пространственными отношениями, ребенок накапливает запас представлений об этих свойствах, что очень важно для его дальнейшего умственного развития.
1.Основные характеристики зрительного восприятия и реакций, свидетельствующие о его уровне.
Реакции Приблизительный возраст появления реакции (в месяцах)
Рассматривает мелкие узоры, картинки, фотографии, мелкие предметы с четкими контурами
10 -12
Наблюдает, как взрослый пишет или рисует карандашом 10 -12
Обходит высокие препятствия при ходьбе 12-14
Избегает препятствия на поверхности, по которой идет (ямки, бугорки) 14-18
Для развития зрительной памяти необходимо созревание специальных отделов головного мозга, своеобразной «видеотеки». Это созревание происходит при наличии зрительных впечатлений. К году ребенок уже умеет отличать «своих» от «чужих», умеет не только запоминать выражение лица взрослого, понимает 2-3 жеста («до свидания», «нельзя» и т. д.)
Развитие зрительной памяти соответствует следующим критериям:
Реакции Приблизительный возраст появления реакции (в месяцах)
Понимает 2-3 жеста («пока», «нельзя») 10-13
Подражает увиденным действиям взрослого 12-15
Узнает себя и близких на фотографиях 14-16
Показывает несколько названных предметов или картинок 15-16
Узнает несколько предметов по их реалистическому рисунку 16-18
Запоминает, где лежат некоторые предметы или игрушки 20-24
Узнает свои вещи, одежду 21-24
Подбирает парные картинки к его рисунку 24-30
Развитие слуховой системы
Слух состоит из двух взаимосвязанных частей: слухового восприятия и слуховой памяти. Основная деятельность ребенка раннего возраста, связанная с восприятием звуков, - речевое общение. К году ребенок владеет большим набором неречевых и речевых «маяков», облегчающих ориентировку в происходящим вокруг. К 14-18 месяцам в его памяти может храниться несколько коротких стихотворений. Малышу нравится их слушать, вставляя в некоторых местах междометие или отдельное слово. В 18-24 месяца ребенок знает несколько сотен слов и устойчивых словосочетаний, понимает простые предложения.
Реакции Приблизительный возраст появления реакции (в месяцах)
Начинает двигаться при звуках музыки 8-14
Смотрит на знакомые предметы, членов семьи, части тела, которые называют 9-14
Пытается воспроизводить серии речевых звуков с определенной интонацией и ритмом, что напоминает речь взрослых 12-14
Выполняет знакомое действие с предметом по просьбе (катает машинку, «причесывает», «качает» или кормит куклу). Просьба должна быть выражена только словами, без подсказки жестами или взглядом, без демонстрации того, что просят сделать 12-16
Повторяет короткие слова, услышанные в разговоре взрослых (или воспроизводит их через несколько часов) 14-16
Из 2-3 знакомых предметов смотрит на тот, который назвали 14-16
Знает несколько коротких стихотворений, вставляет в них короткие слова 14-16
Понимает 20-50 слов (имена близких, названия частей тела, предметов и некоторых действий) 15-18
Любит играть со взрослыми в «голоса животных» (например: «Как корова мычит?» - «Му- у – у» 15-18
Называет объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит звуки, исходящие от них 20-24
Внимание
Внимание ребенка вначале отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и воспринимаемым действиям с ним. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. В этом возрасте, как правило, внимание редко возникает под влиянием поставленной задачи или размышления, т. е. фактически не является произвольным.
Память
Ребенок лучше запоминает в процессе игры, однако у ребенка раннего возраста уровень запоминания в игре сравнительно низкий. Преобладает зрительно- эмоциональная память. Как правило, малыш сравнительно рано запоминает и без особых усилий воспроизводит увиденное и услышанное, если это вызвало его интерес.
Мышление
Более зрелые рабочая память, зрительное и слуховое восприятие, произвольные движения дают возможность управлять целыми процессами, состоящими из 2-3 повторяющихся действий. Ребенок учиться есть ложкой, строить башню из кубиков, вставлять фигурные блоки в соответствующие пазы, повторить бытовые действия с предметами и т. п. Характерно, что эта активность контролируется ребенком – после отвлечения он продолжает начатое, исправляет ошибки и неточности.
Реакции Приблизительный возраст появления реакции (в месяцах)
Совершает действия с предметами (расческа, ложка и т. д.) в соответствии с их функциональным назначением 11-15
Находит спрятанную игрушку под одним покрывалом из 4-х, если она была спрятана у него на глазах 12-16
Вытягивает за веревочку спрятанный предмет 12-16
Показывает 3-5 частей тела на себе 14-16
Складывает все кубики в коробочку 14-17
Строит башню из 3-4 кубиков 15-17
Вставляет блоки в фигурные отверстия соответствующей формы 15-20
Убирает предметы на свои места 20-24
Сортирует предметы (груша-яблоко, юла - кубики) 20-26
Строит мостик из 3 кубиков после показа 20-26
Предлагаются таблицы, в которых в обобщенном виде представлены реакции детей. За критерии отбора приняты легко фиксируемые показатели, а именно – поведение детей.
Физическое развитие
Очень важным критерием в развитии ребенка является его физическое развитие. Вес и рост и являются главнейшими в оценке развития ребенка. Степень физического развития дает возможность судить о функциональном состоянии организма. Способом оценки физического развития является изменение абсолютных величин – длины и веса тела. От рождения до двух лет длина тела в среднем увеличивается с 48 до 80 см, вес в среднем увеличивается с 2,8 до 9,0 кг. Ребенок в период с 1 года до 2 лет приобретает двигательные навыки: он может недолго стоять без поддержки и ходить с помощью взрослого, вставать, держась за мебель, карабкаться по ступеням, стоять без поддержки, самостоятельно ходить. Важным достижением является умелое использование рук. Годовалые дети уже обычно готовы пользоваться ложкой, рисуют карандашами каракули и стоят домики из кубиков.
Особенностью раннего детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического. Но у ребенка с нарушениями в развитии происходит все иначе.
Что же мы видим у ребенка с органическим поражением ЦНС?
Его внутренние детерминанты развития, в первую очередь унаследованные морфологические и физиологические данные, а в особенности функциональное состояние центральной нервной системы не обеспечивают его способами действий, необходимыми для удовлетворения его витальных потребностей. Как следствие задерживается формирование ориентировочных реакций в первую очередь зрительно-слуховых и зрительно-тактильных. А на этой основе начинает резко отставать смена биологической мотивации общения социальными потребностями. Такой ребенок гораздо дольше, чем его физиологически зрелый сверстник, будет видеть в матери, скорее кормилицу, чем партнера для общения.
Поэтому, формирование у такого ребенка потребности в общении является одной из первых специальных образовательных задач. В условиях дефицита общения с взрослыми развитие предметно-манипулятивной деятельности тормозит на этапе овладения неспецифическими и функциональными действиями с предметами, обусловленными их физическими свойствами; задерживается овладение культурно-фиксированными способами действий (отсутствие культурно-фиксированных действий в первом полугодии считается легкой задержкой, а к 2 годам – грубой). При этом сами манипуляции однообразны, малочисленны, не сопровождаются положительными эмоциями и лепетом. Интерес ребенка к предметам быстро иссякает настойчивость в стремлении завладеть отдаленным или упавшим предметом отсутствует. Ребенок постоянно отвлекается, возит или стучит игрушкой по столу, не глядя на нее, бесцельно смотрит по сторонам и т. д. Репертуар действий однообразен. В случае затруднения в деятельности ребенок сразу же прекращает попытки обнаружить «секрет», например, в ситуации «Незнакомый предмет», не проявляя настойчивости и предпочитая действовать привычным способом, т. е. манипулировать предметом.
У некоторых детей могут наблюдаться амбивалетные или отрицательные эмоции (например, боязнь дотронуться до предмета, робость, неуверенность в действиях или наоборот, раздражение, которое выражается в резких действиях, в разбрасывании игрушек, и т. д.). Ребенок, испытывающий дефицит в общении предпочитает эмоциональные контакты со взрослым «деловому» общению. Если же близкие взрослые не вступают в ситуативно-деловое общение с ребенком, составляют его подолгу наедине с игрушками, реализуя лишь эмоциональные контакты, то ребенок испытывает смущение при взаимодействии с новыми людьми, не инициирует общение, предпочитая в одиночку действовать с предметами. Он также не обнаруживает чувствительности к воздействиям взрослого: не пытается действовать по образцу взрослого, не ждет от него оценки, не принимает помощи, не пытается отстаивать право на выбор действий и игрушек.
Вследствие этого задерживается предречевое и личностное развитие ребенка. Репертуар коммуникативных средств беден по составу. При сниженной потребности в общении, редко использует экспрессивно-мимические средства. Мало улыбается взрослому, его мимика невыразительна. Чаще всего внимание взрослого привлекает с помощью жестов и предметных действий, но и их использует лишь эпизодически. Ребенок плохо понимает речь взрослого, и сам мало использует лепет и отдельные слова. Отсутствие лепета, на втором году жизни, особенно во второй его половине, означает, что у ребенка – задержка в речевом развитии и требуется консультация невропатолога.
Отмечается недоразвитие, как общей моторики, так и мелкой. Общая моторика: стремление ходить у ребенка - отсутствует, или ребенок вообще не ходит, передвигается ползком, стоит с поддержкой, сидит на коленях.
Мелкая моторика: отсутствует желание, интерес обследовать предметы; испытывает трудности при переворачивании, ощупывании, поднесении ко рту предмета. По многу раз повторяет с предметами одно и то же действие, например, бросает их на пол; осваивает такие простые двигательные навыки как доставание, похлопывание, размахивание, выпускание из рук предметов и т. д.
По результатам отечественных и зарубежных научных исследований: в результате коррекции в раннем возрасте до 30% детей к 6 месяцам достигают показателей нормы, у 90% детей наблюдается стойкий положительный эффект.
Поэтому, так важно своевременное квалифицированное выявление нарушений развития детей раннего возраста, и их возможное устранение всеми доступными медико-социальными и психолого-педагогическими средствами.