Светлана Лагутеева
Консультация для родителей «Речевая готовность ребенка к школе — важнейшее условие овладения школьной программой»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевая готовность к школе –
важнейшее условие овладения ребенком
школьной программы
«Семья и школа – это берег и море.
На берегу ребенок делает свои первые шаги,
а потом перед ним открывается необозримое
море знаний, и курс в этом море прокладывает
школа… Но это не значит, что он должен совсем
оторваться от берега…»
Л. Кассиль
Публикация «Консультация для родителей „Речевая готовность ребенка к школе — важнейшее условие овладения школьной программой“» размещена в разделах
Закончилось дошкольное детство, когда ребенок беззаботно наслаждался отдыхом, свободными занятиями по интересам, играми и развлечениями. Пришло время поступления в первый класс. И, безусловно, родители переживают за этот сложный шаг, который ребенку предстоит сделать. И, вполне резонно в этот период задать себе вопрос: «А все ли я, как родитель, сделал для того, чтобы ребенок безболезненно и уверенно перешел на новую возрастную ступень». Достаточно ли готов ребенок к старту в школьное обучение?
Рассмотрим некоторые стороны готовности ребенка к школьному обучению, а именно речевую готовность ребенка, ведь речь, наряду с мышлением является вершиной познавательного процесса. И именно при помощи речи устной и письменной ребенок будет усваивать всю систему знаний.
Еще до начала обучения у ребенка должны быть сформированы необходимые для этого предпосылки:
• Умение слушать и слышать других
Ребенку постоянно придется контактировать в школьной жизни с взрослыми и сверстниками и поэтому при несформированности данного навыка могут возникнуть сложности в усвоении материала, который преподается учителем в устной форме.
• Звуковая сторона речи
При поступлении в школу очень важно, чтобы ребенок правильно и четко произносил все звуки речи. Основой для освоения письмом являются: правильное звукопроизношение, правильное произнесение слов сложной слоговой структуры (мотоциклист, железобетонный и т. п., умение в зависимости от ситуации менять силу голоса, громкость, темп и т. д. Нарушение в произнесении многих групп звуков неизбежно приведет к нарушениям письма. Могут появиться ошибки на письме тех звуков, которые произносятся неверно: Са-ша- Са-са, Жук-Зук и т. д. Может проявиться слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами: в доме-вдоме. Или наоборот, раздельное написание слов, особенно приставок и корней: наступила-на ступила. Так же встречаются пропуски, перестановки, добавления слогов: комната-комта, паровоз-павороз, бабушка-бабабушка. И наиболее часто бывают пропуски гласных, добавления букв: поросенок-просенок, трава-тарава; перестановки букв: комната-конмата.
• Лексическая сторона речи (словарный запас)
Дети должны уметь: точно подбирать слова, ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое, дифференцировать обозначения предметов (например, грузовой или легковой автомобиль, а не просто автомобиль, употреблять сложные слова: длинноногий; использовать эпитеты, метафоры, синонимы. Данные навыки важны при обучении ребенка чтению, так как несформированность данной стороны речи приведет к непониманию прочитанного текста, даже если с технической стороны в чтении нет проблем.
• Усвоение грамматической стороны речи
Навыки словообразования и словоизменения, употребление предлогов, согласование существительных и прилагательных в роде, числе, падеже, существительных с числительными, правильное употребление глаголов - вот необходимый минимум умений, который должен быть сформирован перед поступлением в школу. В противном случае у ребенка могут встречаться аграмматизмы на письме и при чтении, искажения морфологической структуры слова, ошибки окончаний при изменении числа и падежа, пропуски или замены предлогов, ошибки при согласовании слов в предложении.
• Связная речь
Первоклассники должны уметь понимать развернутые высказывания, которые состоят из нескольких взаимосвязанных предложений и использовать их в собственной речи. Это поможет правильно и понятно для всех излагать свои мысли. Умение свободно общаться с взрослыми и сверстниками, поддерживать разговор, рассказывать о событиях из жизни, пересказывать сказки и рассказы, описывать предметы и события, составлять рассказы по картинке - это те умения, которые необходимы детям для успешного обучения. Нарушения самостоятельной связной речи будут проявляться при пересказах текстов, составлении рассказов, написании сочинений и изложений.
Все перечисленные особенности устной речи очень важны для школьника. Овладение данными навыками – залог успешного усвоения программы в школе. Немаловажное значение имеет целенаправленная работа над этими задачами в семье. Именно родители, как главные люди в жизни ребенка, те, с кого они берут пример во всем: в поведении, в речи, манерах и т. д., должны помочь ребенку усвоить нормы и правила устной речи.
Помните простые и важные правила:
1. В школе важно уметь слушать учителя, поэтому важно, как ребенок понимает, прежде всего, Ваши инструкции и как их выполняет.
2. Соизмеряйте Ваши просьбы и указания с возможностями ребенка, не перегружайте требованиями. Чтобы создать положительный настрой к школе ни в коем случае не пугайте его трудностями в школе.
3. Помните, что речь ребенка, во многом это отражение вашей речи. Старайтесь говорить четко и понятно, проговаривайте окончания слов, давая ребенку правильный образец и возможность услышать то, как изменяются окончания в разных контекстах. Правильно употребляйте разные грамматические формы и т. д.
4. Знакомьте детей с глаголами и их употреблением, так как это важные элементы речевой системы. В повседневной жизни дайте возможность детям слышать и различать все многообразие данных форм.
5. Занимаясь с ребенком, расположитесь так, чтобы ребенок видел ваши глаза, губы, правильную артикуляцию звуков. Так ребенку легче понять и услышать правильное звукопроизношение.
6. Обращайте внимание на детские вопросы, старайтесь дать исчерпывающий ответ. Объясняйте непонятные слова и выражения, встречающиеся в текстах.
7. Увидев у ребенка проблемы речевого развития, постарайтесь обратиться за помощью к специалисту, получить консультацию и приложить все усилия для исправления недостатков речи.
Материал подготовила
учитель-логопед
МБОУ «Школа-интернат № 1»
г. Саров