Алсу Сулейманова
Речевая готовность детей к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь. Современная действительность предъявляет высокие требования к речи дошкольника. Уже с раннего детства необходимо заниматься с ребёнком. Поскольку дошкольное детство - ответственный период детского развития, когда закладывается фундамент для успешного обучения в школе. Особое внимание следует уделить речевому развитию. Становление и совершенствование речи ребёнка — это не только восприятие и понимание словесной информации, выражение своих мыслей, чувств, но и полноценное психическое развитие, т. е. формирование памяти, внимания, логического мышления. Иными словами, уча ребёнка говорить, вы учите его думать.
Публикация «Речевая готовность детей к школе» размещена в разделах
К сожалению, статистика последних лет, говорит о повышении количества детей «неготовых» к обучению в школе. Ученик с низким уровнем школьной готовности может добиться в учёбе достаточно хороших успехов, но даётся это ему более высокой ценой, чем одноклассникам, более подготовленным к обучению в школе, ценой невероятных усилий дополнительных занятий. Что приведёт к ухудшению здоровья, психоневротическим расстройствам. Но всего этого можно избежать, занимаясь с ребёнком ежедневно.
Признаки благополучного развития речи у ребенка:
Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми
людьми.
Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.
Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.
Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.
Очень часто родители жалуются на нехватку времени для полноценного развития речевых умений и подготовки ребенка к обучению. И где же выкроить время для систематических занятий, как организовать их?
Парадокс — развитие ребенка не требует большого количества времени для специально организованной учебной деятельности (этого "добра" будет хватать у малыша, как только он переступит порог школы). Достаточно лишь рационально использовать время, отведенное как для отдыха, так и для ведения домашнего хозяйства. Единственное условие — постоянное речевое общение с ребенком, а не только тактильное (обнять, погладить)
Для развития связной речи и логического мышления предлагаем вам творческие задания:
«Игры на кухне».
Задумайтесь, сколько возможностей предоставляет нам время приготовления ужина, когда ребенок не может или не хочет себя занять! Готовя, например, винегрет, выучим с малышом несколько загадок про овощи. Заодно можно выяснить, умеет ли наш ребенок обобщать слова "морковь", "свекла", "картофель", "капуста", "лук", "чеснок", называя их одним словом — "овощи", уместно задать вопрос, а какие фрукты он знает, и чем они отличаются от овощей. (Фрукты растут в саду, а овощи — на огороде; овощи кладут в борщ, а из фруктов варят
компот и т. п.) Кроме того, можно сравнить овощи по цвету, форме, запаху и т. д. Можно присмотреться и сказать, на что похожи лук или морковка. А еще можно придумать сказку о том, как морковь мечтала подружиться с луком, и мечта её сбылась на вашей кухне.
«Что для чего?».
Назовите какой-нибудь предмет и по очереди придумывайте нестандартные способы его применения. Например, камень. Им можно колоть орехи, забивать гвозди, рисовать, использовать как гнет для квашеной капусты. С помощью зеркала можно пускать солнечных зайчиков, подглядывать из-за угла, перерисовывать
картинки, писать зашифрованные письма. А для чего может пригодиться скорлупа ореха, одноразовый стаканчик, прутик? Эта игра и время скоротать поможет, и не даст томиться вашему ребенку, да еще и фантазию развивает, и воображение, и речь.
«Рассказы по картинкам».
Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из любого детского журнала. Сначала смешайте эти картинки и предложите ребенку восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если малышу трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.
Для развития грамматического строя речи и расширения словарного запаса предлагаем вам игры, не требующие специальной подготовки и специально отведённого для них места.
«Дружная семья».
У животных так же, как и у людей семья состоит из мамы папы и детеныша. В каждой лесной семье папа, мама и детеныш называются по-разному. Взрослый называет одного члена лесной семьи, а ребёнок остальных.
«Подскажи словечко».
Взрослый начинает фразу, а ребенок заканчивает ее.
-Ворона каркает, а сорока? (Сорока стрекочет.) Примеры вопросов:
Сова летает, а кролик? Корова ест сено, а лиса? Крот роет норки, а сорока? Петух кукарекает, а курица? Лягушка квакает, а лошадь? У коровы теленок, а у овцы?
«Что делают эти животные?».
Собака (стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается, служит).Кошка (мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается).Мышка (шуршит, пищит, грызет, прячется, запасает).Утка (летает, плавает, ныряет, крякает).Ворона (летает, ходит, каркает, клюет).Змея (ползет, шипит, извивается, жалит, нападает) и т. д.
«Кто чем занимается?».
Вариант 1.
Строитель (строит, повар (варит, носильщик (носит, чертежник (чертит, рабочий (работает,
уборщица (убирает, художник (рисует, фотограф (фотографирует, продавец (продает, охотник
(охотится, парикмахер (стрижет, маляр (красит, врач (лечит, рыбак (рыбачит, учитель (учит,
прачка (стирает, пианист (играет, писатель (пишет, пастух (пасет) и т. д.
Вариант 2. Взрослый называет глагол, а ребенок профессию.
«Что бывает круглым?».
Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна, яблоко, вишня).
Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка, шнур).
Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, столб, дом, шкаф).
Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье).
Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней, камень, ночь).
«Меткое слово».
Учите детей понимать и объяснять смысл поговорок, а также употреблять их в речи. Почему так говорят?
Труд кормит, а лень портит.
Возьми книгу в руки – и не будет скуки.
В детстве не научишься, всю жизнь намучаешься.
Хочешь, есть калачи – не сиди на печи.
Не бросай друга в беде.
Не будь тороплив, а будь терпелив
Заканчивая разговор о необходимости речевой подготовки детей к школе, хочется подчеркнуть, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности, тем полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми. И наоборот, неясная, плохо развитая речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения со сверстниками, нередко откладывает отпечаток на характер ребенка, препятствует успешному обучению в школе.