Оксана Куртеева
Пальчиковая гимнастика как один из компонентов физического развития детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики рук и координации движения является одной из задач физического воспитания и имеет большое значение для детей младшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте наиболее страдают движения, требующие тонких дифференцировок, а также неточность моторных актов, которая проявляется преимущественно при выполнении движений в быстром темпе и особенно при скоростном переключении движений.
Публикация «Пальчиковая гимнастика как один из компонентов физического развития детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Вышеперечисленные нарушения мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста затрудняют овладение манипулятивной, конструктивной деятельностью, рисованием, а в дальнейшем письмом, поэтому нуждаются в своевременной коррекции и развитии. Коррекционная работа строится с учетом того, что нарушение мелкой моторики у дошкольников носит системный комплексный характер и охватывает практически все звенья двигательного акта.
На физическое воспитание влияют и движения, входящие в различные виды деятельности (труд, лепка, рисование, конструирование, процессы одевания, умывания и другие, которые напрямую имеют отношения к развитию мелкой моторики. Таким образом, прогресс в развитии моторики связан со всем физическим, воспитательным процессом и учетом индивидуальных особенностей, а следовательно, формированием личности ребенка.
В целях повышения уровня развития мелкой моторики рук у детей необходимо правильно выбирать методы и приемы обучения в соответствии с возрастными особенностями детей.
В младшем дошкольном возрасте показ и объяснение имеют большое значение, и поэтому малыши лучше воспринимают те движения, которые они видят.
Объяснения должны быть краткими, четкими, выразительными, чтобы представления о движениях у детей создавались точные и правильные, а также должны соответствовать уровню развития детей, быть образными.
Для лучшего результата необходимо создавать условия:
1. систематичность - упражнения проводить на каждом занятии;
2. предлагать детям интересные упражнения, чтобы вызвать у них интерес и желание заниматься дальше;
3. последовательность - при проведении пальчиковой гимнастики необходимо соблюдать последовательность, начиная с самомассажа.
За основу была взята пальчиковая гимнастика с ее элементами, включенная в общеразвивающие упражнения с использованием различных средств. Первоначально применяла во время занятий наиболее легкие упражнения пальчиковой гимнастики, такие как: "Моя семья", "Дружные пальчики", "Дождик", во время утренней гимнастики использовала общеразвивающие упражнения с включением элементов пальчиковой гимнастики : "Покажи ладошки", "Пальчики здороваются", "Погреем руки на солнышке" и другие. Упражнения проводились в игровой форме. Таким образом, данная форма проведения вызвала у детей интерес, яркий эмоциональный настрой, сосредоточенность на упражнения.
Далее были предложены более сложные упражнения пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики, с использованием текста с большим количеством различных пальцевых упражнений : "Свинка Нэнила", "Жил-был зайчик", "Вышла курочка гулять".
Данная работа проводилась систематически, в результате дети овладели наиболее сложными упражнениями по развитию мелкой моторики. Методика проведения состояла в следующем: упражнения назывались, проверялась готовность детей : принималось исходное положение, упражнения показывались, одновременно пояснялись с совместным выполнением детьми.
Правильно выполнить упражнения помогали зрительные ориентиры, которыми служили предметы, находящиеся в группе, картинки, а также природные явления за окном. это давалось в игровой, занимательной форме, например: "Повернитесь, посмотрите в окошко, как ветер шевелит листочки на деревьях. А теперь повернитесь ко мне. " После чего выполнялось то или иное упражнение.
Игровое проведение комплекса утренней гимнастики вызывает желание и интерес у детей. Комплексы проходят весело, содействуют развитию самостоятельности, координированности и ритмичности движений.
Детям были предложены упражнения следующего характера:
1. "Ветерок играет пальчиками".
2. "Пальцы врозь".
3. "Играем на пианино".
4. "Шагают пальцы".
5. "Мы сильные".
Все вышеперечисленные упражнения для кистей и пальцев рук (сжимание, разжимание кулаков, ладоней, вращение кистей) укрепляют мелкие мышцы, активизируют кровообращение, повышают тонус головного мозга, развивают умение противопоставлять пальцы друг другу.