Елена Макарюк
Программа адаптации детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Детский сад – особое место, и особое не потому, что новое, а потому, что это целый пласт интересной, неповторимой жизни, который может оказать существенное влияние на все последующие годы ребёнка. Не случайно в воспоминаниях многих взрослых дошкольная пора помнится в мельчайших подробностях, а многочисленные отрезки взрослой жизни лишь изредка напоминают о себе.
Публикация «Программа адаптации детей раннего возраста» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Каким останется для ребёнка образ детского сала, во многим зависит от того, как проходило привыкание к нему. Адаптация к детскому саду сегодня является одной из волнующих проблем для родителей. Их очень часто беспокоит, как будет реагировать ребёнок на изменения в привычном течении жизни, понравится ли ему в детском саду, как быстро он к нему привыкнет. Переживания родителей вполне оправдательны, ведь для многих малышей это первый сильный стресс в их жизни.
К сожалению, процесс привыкания к детскому саду зачастую протекает сложно и болезненно.
Прежде всего необходимо определиться с выбором дошкольного учреждения, хотя сегодняшняя ситуация с их нехваткой такую возможность почти исключает. Но если выбор есть, желательно, чтобы детский сад находился недалеко от дома, так как слишком долгая дорога и необходимость раннего подъёма будут утомлять ребёнка.
ЦЕЛЬ: Повышение уровня адаптации к условиям дошкольного учреждения необходимых для дальнейшего развития ребёнка.
ЗАДАЧИ: 1. Создать условия для организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
2. Внедрить эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, способствующие повышению информационной культуры в практику психолого-педагогического партнерства.
3. Привлечь внимание сотрудников дошкольного образовательного учреждения к проблеме организации адаптации детей раннего возраста через повышение информационной компетентности.
4. Развивать представления о социальном мире и о себе в нем;
5. Формировать активную позицию во взаимодействии с миром, обеспечивающую социальную устойчивость ребенка
6. Определить основные направления деятельности ДОУ с родителями и лицами, их заменяющими, в период адаптации ребенка в ДОУ;
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад - это первый несемейный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт дети. Поступление ребенка в детский сад и начальный период нахождения его в группе характеризуются существенными изменениями окружающей среды, его образа жизни и деятельности и способно вызвать эмоциональный стресс.
Поступление ребенка раннего возраста в ДОУ может сопровождаться проблемой его адаптации к новым условиям, так как адаптационные возможности ограничены. Возникновение у ребенка так называемого «адаптационного синдрома» является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи.
Это связано с особенностями раннего возраста. Дети отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у детей негативные эмоции и страхи. Длительное пребывание ребенка в стрессовом состоянии может привести к развитию невроза, замедлению темпа психофизического развития.
Новизна:
1. В целях эффективной адаптации разработан перспективный план работы с детьми раннего возраста, разработана модель организации адаптационного периода детей 2-го и 3-го года жизни, специально подобраны методы и разработаны методические приемы, направленные на развитие успешной адаптации детей к детскому саду.
2. Приобщение детей к детскому саду осуществляется через игры с воспитателем, тесное сотрудничество с родителями детей в целях повышения эффективности процесса адаптации.
3. Представлены методики обследования процесса адаптации детей раннего возраста. Здесь вы найдете немало советов, интересных идей, которые помогут сделать адаптацию более эффективной.
Данная программа создана с целью помочь родителям подготовить детей в раннем возрасте к условиям детского сада.
Практическая значимость: В данной работе представлен перспективный план работы с детьми в период адаптации, разработанный с учетом вышеизложенных задач, составлена модель организации адаптационного периода детей 2-го и 3-го года жизни, и даются рекомендации по работе с родителями для привлечения их к совместной деятельности, что дает возможность для более глубокой работы по данной теме.
Исследования заключается в разработке методических рекомендаций для родителей и воспитателей по адаптации детей раннего возраста к условиям детского дошкольного учреждения. Данные материалы могут быть использованы при диагностике адаптации детей к условиям ДОУ.
Адаптация социально-психологическая (Е. С. Кузьмин, В. Е. Семёнова) - это взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. В ходе социально-психологической адаптации реализуются потребности, интересы и стремления личности, раскрывается и развивается её индивидуальность, личность входит в новое социальное окружение, становится полноправным членом коллектива, самоутверждается.
В Российской педагогической энциклопедии социальная адаптация определяется как приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности.
Методы и приё мы:
1. Метод наблюдения.
2. Метод опроса родителей.
3. Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К. Л.)
4. Исследование психофизиологической адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.
Принципы:
• гуманизм (самоценность личнсти, право выбора, свобода);
• культуросообразности: создание социокультурной, развивающей среды, отражающей в полной мере особенности народной и мировой культуры;
• целостности: единство и интеграция всех сторон развития, средств, путей и инструментов;
• непрерывность: последовательность, преемственность в развитии личности; адекватные изменение в воспитательно – образовательной системе.
Принципы работы с семьями:
•индивидуально-дифференцированный подход (корректная адресная помощь семье в ситуации кризиса, взаимоподдержка в рамках родительского сообщества);
•систематичность и последовательность (специалисты обеспечивают постоянный контакт с семьей, включают родителей в деятельность ДОУ в течение всего периода адаптации ребенка);
•доверительные, равнопартнерские отношения между педагоамии и членами семей воспитанников;
•уважение норм и ценностей семьи;
•ориентация на развитие позитивного потенциала семьи, ее способность к самопомощи;
.адекватное показаниям использование различных методов в работе социального педагога и других специалистов ДОУ;
Условия реализации.
Данный программа рассчитана на детей раннего возраста (2-3лет) .
На каждом день ставятся задачи по эффективной адаптации ребёнка к детскому саду. Проводятся анкетирование родителей по адаптации ребёнка.
Особая роль отводится играм во время адаптации, беседам с детьми и их родителей, творческим заданиям, которые позволяют расположить ребёнка и их родителей к воспитателю.
Кроме этого, творческие задания предусматривают другие виды деятельности: рисование, художественный труд, ,игру и т. д.
При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой домашней обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Соблюдение режима дня, новые требования, постоянный контакт со сверстниками, совершенно другая обстановка, стиль общения - становятся для малыша источником стрессовых ситуаций. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов детей приводит к психическому напряжению, происходит нарушение в поведении, физиологических процессах, эмоциональном состоянии. Во время адаптации предлагаются рекомендации для родителей в период адаптации ребёнка к детскому саду.
Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду
Адаптационный период - серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние малыша. Поэтому мы рекомендуем:
• привести домашний режим в соответствие с режимом группы детского сада, в которую будет ходить ребенок;
• познакомиться с меню детского сада и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда;
• обучить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки; одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой; проситься на горшок. Одежда обязательно должна быть удобна для ребенка данного возраста, оптимальный вариант: брючки или шорты без застежек и лямок;
• расширить "социальный горизонт" ребенка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к товарищам, оставаться ночевать у бабушки, гулять по городу и т. д. Имея такой опыт, ребенок не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми;
• необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей: чаще говорите, ребенку, что Вы его любите, обнимайте, берите на руки. Помните, чем спокойнее и эмоционально положительно родители будут относиться к такому важному событию, как посещение ребенком детского сада, тем менее болезненно будет протекать процесс адаптации;
• в первый день лучше прийти в детский сад, взяв с собой любимую игрушку.
• планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день. Первые недели посещения детского сада должны быть ограничены 2-3 часами, позже можно оставить малыша до обеда, в конце месяца (если это рекомендует воспитатель) приводить малыша на целый день;
• в период адаптации дома необходимо соблюдать режим дня, больше гулять в выходные дни, снизить эмоциональную нагрузку;
• ребенок должен приходит в детский сад только здоровым. Для профилактики ОРЗ и ОРВИ необходимо принимать витамины, смазывать ходы носа оксолиновой мазью.