Людмила Ивановна
Речь с движением в развитии детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Рождение ребенка – это долгожданный, радостный, но и очень тревожный момент. Каким будет малыш? Как он будет развиваться?
Возрастной период от 2 до 3 лет – это наиболее беспокойное время для родителей, так как три года знаменуются кризисом, переломным моментом в жизни каждого ребенка. Для того чтобы быть более уверенным в том, что малыш растет и изменяется в соответствии с нормой, следует ориентироваться на основные показатели разностороннего развития ребенка раннего возраста от 2 до 3 лет. Главное отличие в физическом развитии ребенка в данный возрастной период состоит в том, что он совершает основные действия самостоятельно, без поддержки и помощи, а также может действовать по показу или по словесному указанию взрослого. В период от 2 до 3 лет: ребенок ходит, бегает, прыгает на двух ножках, приседает, перешагивает через препятствие, лежащее на полу, проходит по наклонной доске, ходит на цыпочках; бросает мяч не только взрослому или другому ребенку, может попадать в цель, в кольцо или корзину; ловит мяч двумя ручками; подражает действиям взрослого; выполняет одновременно несколько действий, топает и хлопает.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Движение – врожденная потребность человека, от удовлетворения которой зависит его здоровье. Поэтому крайне необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении. Оно служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а также средством всестороннего развития дошкольника.
Но также не малое значение имеет речевое развитие. Данный возраст признан сенситивным периодом для развития речи. Значение развития речи и овладения родным языком огромно во всестороннем развитии ребенка дошкольного возраста.
У детей с речевой патологией, как закономерность, нарушена мелкая и крупная моторика, наблюдается общая неловкость, нескоординированность движений. Важным фактором стимуляции развития речевой функции являются все формы физической активности.
Изучение анамнеза детей с речевой патологией показывает, что особенности моторного развития наблюдаются у них с самого раннего возраста : они позже возрастных сроков начинают удерживать голову, сидеть, стоять и т. д., у них с запозданием формируются лазание, ходьба, прыжки и др. Чаще всего, эти дети соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются.
Важным фактором для стимулирования правильной речи являются все формы и средства физической культуры. Они помогают с помощью разнообразных двигательных действий, свободного двустороннего общения с детьми, творческой обстановки значительно расширить словарный запас детей, активизировать их речь, закрепить знания.
К тому же научные исследования 70-х гг доказали существование взаимосвязи между уровнем развития речи и степенью развития тонкой моторики кисти (М. Кольцова, Л. Ф. Фомина, Е. Мастюкова, 1971-78 гг.). Ученые рассматривали «кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат, а проекция кисти есть еще одна речевая зона мозга». Л. Ф. Фоминой было проведено исследование с целью установления взаимосвязи между развитием мелкой моторики детей и уровнем развития их речи. Она обследовала более 500 детей в дошкольных учреждениях и обнаружила, что уровень развития речи у них всегда находился в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Проверка на большом количестве детей показала, что это не случайность, а закономерность. Не услышав от ребёнка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь. Поэтому, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться трудно.
Существует тесная взаимосвязь между состоянием двигательных функций и речи.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
С точки зрения физиологии, при движении мозг получает больше кислорода, который питает нервные клетки. Большое количество различных движений повышает деятельность речедвигательного анализатора и создает благоприятную основу для восстановления нарушенной речевой функции.
Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, рук, туловища, головы подготавливает и совершенствует движения артикуляторных органов (губ, языка, нижней челюсти, которые являются ведущими при формировании правильного звукопроизношения. Двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса).
Существует немало способов, позволяющих добиться чёткой координации речи с движением. И наиболее известный, и действенный из них – это игра. Именно игры являются преобладающим методом развития умения согласовывать речь с движением для дошкольников.
Одним из методов стимулирования и развития речи являются
речевые подвижные игры.
Они научат детей быть внимательными к своей речи и речи взрослого, правильно произносить звуки, слышать и корректировать речевые ошибки, разовьют интонационную выразительность речи, грамматический строй, углубят представления об окружающем, а также активизируют внимание и память.
Всем известны игры, «Гуси-гуси, га-га-га», «Вышли мышки как то раз», «Ладушки» и др. Подобные игры, оказывается, являются не только увлекательными забавами для детей, но и помогают им получить простейшие навыки координации речи и движения.
Особое место среди разнообразных игр на развитие двигательной и речевой деятельности занимают игры с мячом.
Мяч имеет форму шара, и позволяет прикасаться ладоням с большей поверхностью, тем самым воздействуя на моторику пальцев. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Во время действий с мячом создаются условия для включения в работу левой руки, что важно для полноценного моторного развития детей и развитию межполушарных связей.
С целью развития речи упражнения с мячом выполнятся под речевое сопровождение. Применение речевого сопровождения помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность.
Игры с мячом могут использоваться для решения многих речевых задач: расширение словарного запаса, развитие грамматического строя, развитие фонематических процессов, формирование правильного звукопроизношения.
Еще одним из способом воздействия на речь через двигательную деятельность является проговаривание стихотворных текстов в сочетании с движениями. В процессе проговаривания стихов одновременно с движениями происходит ритмизация речи, она становится более громкой, четкой и эмоциональной.
В процессе речевого сопровождения накапливается и активизируется словарь.
Стоит отметить важный момент: при заучивании стихотворений, которые будут сопровождаться движениями, необходимо учить одновременно с движениями. Так текст запомнится быстрее, т. к. двигательная память запоминает последовательность движений, и помогает быстрее запомнить текст.
Следующий способ взаимодействия движений и речи – это логоритмика. Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала и музыки. Именно музыка является организующим и руководящим началом в логоритмике.
Музыка используется для упорядочения темпа и характера движения ребёнка, развития мелодико- интонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение.
На занятиях отрабатываются ритмическая структура слова, и чёткое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей. Речевой материал поэтапно усложняется. Постоянное повторение изученного содействует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Дети всегда с удовольствием выполняют физкультминутки, в которых ритм речи определяет ритм движений, особенно, когда звучит музыкальное сопровождение. При тесной связи трех компонентов – речи, музыки и движения, активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные, обогащается детская мимика. Кроме того, двигательная активность как переключение на новую деятельность, обеспечивает своеобразный активный отдых ребёнку, повышает его умственную работоспособность, предупреждает переутомление, создаёт уравновешенное нервно-психическое состояние.
Листья осенние тихо кружатся, Дети кружатся, расставив руки в стороны
Листья нам под ноги тихо ложатся. Приседают
И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками влево-вправо
Будто опять закружиться хотят. Снова кружатся на носочках
Для профилактики нарушений речи в более раннем возрасте за основу занятий можно использовать метод фонетической ритмики.
Фонетическая ритмика - это сочетание отдельных звуков и движений.
Например, звук АААА произносится вместе с движениями рук через верх в стороны.
ООО руки с напряжением в стороны,
УУУ руки вперед ладони повернуты от себя,
ССС - надавливаем на насос, ЛЛЛЛ – фонарики и т. д.
Игровой массаж - нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, морфологически и функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам.
При проведении массажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику. Игровой массаж снимает у детей напряжение. Улучшается кровоснабжение кожи, уменьшается напряжение мышц, дыхание и сердцебиение замедляются. Ребёнок успокаивается и расслабляется. Игровой массаж положительно влияет на центральную нервную систему, развивает терпение и чувство юмора, формирует у детей доверие и внимание друг к другу,
Массаж спины «Паровоз»
Чух - чух, пыхчу, пыхчу, ворчу. Стоять на месте не хочу.
Похлопывание ладонями по спине
Чух - чух, пыхчу, пыхчу, ворчу. Стоять на месте не хочу.
Похлопывание кулачками оп спине
Колёсами стучу, стучу, Колёсами стучу, стучу. Постукивание пальцами
Садись скорее, прокачу! Чу, чу, чу! Поглаживание ладонями
И, конечно, нельзя не напомнить об огромном значении для развития речи пальчиковой гимнастики. Движения пальцев рук стимулируют развитие речи в целом и артикуляционной моторики в частности. Движения рук, в частности упражнения для пальцев, являются хорошим стимулом не только для своевременного возникновения речи, но и дальнейшего её совершенствования. Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.
В процессе выполнения физических упражнений и подвижных игр речевые задачи решаются более эффективно и с большим удовольствием для детей, при этом они не устают.
Дружат в нашей группе Девочки и мальчики.
Пальцы ритмично сжимаются в «замок» и разъединяются
Мы с тобой подружим Маленькие пальчики.
Подушечки всех пальцев одновременно дотрагиваются друг до друга
Раз, два, три, четыре, пять
Соединяем одноименные пальцы большой с большим и т. д.
Начинай опять считать Одновременное касание подушечками пальцев двух рук
Раз, два, три, четыре, пять Поочередное касание
Мы закончили считать. Встряхиваем опущенные внизу кисти рук
Развитие речевой активности - это управляемый процесс. Низкий уровень речевой активности ограничивает возможности самореализации детей, не обеспечивает свободной коммуникации, а это, в свою очередь, не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельностей, препятствует овладению знаниями, отрицательно влияет на личностное развитие и поведение дошкольника.
Это дает нам основания сделать важный вывод о том, что определенные педагогические условия позволяют эффективно развивать речь детей дошкольного возраста, интегрируя ее с двигательной деятельностью.