Наталья Матвеева
Доклад «Формирование интереса к изодеятельности у детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые Председатель и члены Государственной Аттестационной Комиссии!
Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: «Формирование интереса к изодеятельности у детей 4-5 лет через знакомство с различными материалами и способами рисования». Слайд №1
Публикация «Доклад „Формирование интереса к изодеятельности у детей 4–5 лет“» размещена в разделах
Выбранная тема является в настоящее время особо актуальной (слайд №2, так как, во-первых дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Во-вторых, именно в детском саду закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка. В-третьих, важнейшей характеристикой личности, показателем ее сформированности является мотивация, система интересов растущего человека. Интерес, зарождаясь и укрепляясь на самых ранних этапах онтогенеза, продолжает логику своего развития далеко за пределами детского возраста.
Слайд №3. Объектом исследования в данной дипломной работе является изобразительная деятельность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования:
процесс формирования интереса к изобразительной деятельности через знакомство с различными материалами и способами рисования у детей 4-5 лет.
Целью настоящей работы является определение эффективности педагогической работы по формированию интереса к изодеятельности через знакомство с различными материалами и способами рисования у детей 4-5 лет. Слайд №4. Гипотезой исследования служит предположение о том, что интерес к изодеятельности будет формироваться более активно при выполнении следующих педагогических условий:
- широкое использование в работе с детьми 4-5 лет необычных, оригинальных различных материалов, а также их нестандартного использования;
- создание разнообразной предметно-развивающей среды, направленной на формирование интереса к изобразительной деятельности,
- использование детских работ, выполненных с использованием нетрадиционных техник рисования, в оформлении помещений дошкольного учреждения;
- привлечения родителей к работе по формированию интереса к изодеятельности детей 4-5 лет. (слайд №5) Для достижения поставленной цели и решаемых в связи с ней задач, работа разделена на две главы.
Слайд №6. В первой главе рассматриваются теоретические основы проблемы формирования интереса к изодеятельности в дошкольном возрасте. В частности даётся определение понятия - интерес, рассматриваются его основные признаки. Слайд №7. Изучение исследований, посвященных вопросам познавательного интереса в отечественной психологии и педагогике, позволило сделать вывод, что они основаны на личностно-деятельностном подходе и раскрывают ряд важнейших особенностей этого феномена: носителем интереса может быть только человек, а также проявления интереса направлены на различные сферы человеческой деятельности. Слайд №8. Наиболее интересные подходы представлены в исследованиях отечественных педагогов Н. А. Ветлугиной, Т. С. Комаровой, Н. П. Сакулиной, Е. А. Флериной, которые считали, что успех обучения на занятиях по изобразительной деятельности во многом зависит от наличия у детей интереса к ней.
Во второй главе, (слайд №9) в процессе опытно-экспериментальной работы (слайд №10) был выявлен уровень развития интереса к изобразительной деятельности у детей 4-5 лет – большинство детей находилось на низком или среднем уровне развития интереса к изобразительной деятельности. Это обусловило необходимость проведения специальной педагогической работы, направленной на формирование интереса к изобразительной деятельности через знакомство с различными материалами и способами рисования.
В основу опытно-экспериментальной работы были положены методические рекомендации по развитию интереса в изодеятельности через знакомство с различными материалами и способами рисования Т. С. Комаровой [41], Г. Н. Давыдовой [28], Л. В. Петуховой [58,59] и др. Слайд №11, 12. Была составлена и апробирована система педагогической работы, направленной на формирование интереса к изобразительной деятельности у детей 4-5 лет, включающая в себя широкое использование различных материалов и способов рисования (слайд №13, 14, а также эстетическое оформление среды, использование детских работ в оформлении дошкольного учреждения, пропаганду эстетического воспитания среди родителей воспитанников детского сада (слайд №15).
Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития интереса к изодеятельности не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения.
Однако мы понимали, что достичь положительных результатов по воспитанию у детей интереса к рисованию можно только при непосредственной помощи родителей. Поэтому помимо общих групповых консультаций проводили индивидуальные. Эти консультации мы посвящали проблемам, возникающим в связи с рисованием детей в детском саду и дома.
Мы учили родителей всячески поддерживать детский интерес, создавать хорошие условия дома, обеспечивать сына или дочку всем необходимым, рассматривать иллюстрации в книгах, наблюдать окружающий мир, рисовать самим на глазах у ребенка. Объясняли необходимость и дома рассматривать и обыгрывать детские рисунки, чаще хвалить ребенка, поддерживая веру в свои силы.
Также во второй главе приводится анализ эффективности работы по формированию интереса к изобразительной деятельности через знакомство с различными материалами и способами рисования у детей 4-5 лет. Слайд №16.
В заключении я отмечаю, что работая в этом направлении, мы убедились в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Слайд №17. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая восхищает и удивляет детей. Слайд № 18. Результаты контрольного эксперимента подтвердили эффективность предложенного подхода. Таким образом, цели и задачи, поставленные в начале исследования, были достигнуты, а гипотеза получила свое подтверждение.