Татьяна Попова
Формирование позиции ответственного родителя через клубную систему работы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также ответственности педагогов и родителей нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в Законе об образовании РФ, ст. 18. «Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи».
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
О важности проведения педагогической работы с семьёй свидетельствует тот факт, что большинство родителей в настоящее время не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребёнком. В связи с этим и культура семейного общения постепенно сужается, что не может не сказываться на качестве детско-родительских отношений и, соответственно, на развитии ребёнка.
Активное привлечение родителей к участию в работе обосновывается все теми же обстоятельствами: система отношений ребенка с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка, определяют зону его ближайшего развития (Л. С. Выготский). Родители – это естественные учителя своих детей. Необходимо постоянно расширять формы работы с семьей, использовать нетрадиционные методы относительно вопросов педагогического просвещения и воспитания родителей.
В нашем детском саду планируются разнообразные формы работы с семьями воспитанников, которые позволяют им быть активными участниками воспитательно-образовательного процесса и постоянно получать информацию о результатах работы с детьми.
Мы выделяем семь направлений работы с родителями :
ознакомительное - сбор информации ( анкетирование для оценки общения в семье по теме: "Будем знакомы". Ответы на вопросы анкеты помогают в общих чертах определить, какой стиль общения присущ семье ; собеседование);
общепрофилактическое - наглядная агитация (стенды, консультации, родительские газеты, буклеты, памятки, тестирование без обработки данных с целью проверки родителями собственных знаний по актуальному вопросу развития ребенка на текущий момент и т. д.);
коллективное и индивидуальное - тематические и расширенные родительские собрания с приглашением узких специалистов, на которых все участники педагогического процесса представляют результаты диагностики и пути всестороннего развития ребенка; знакомство с опытом семейного воспитания, традициями, фотовыставки и т. д. ;
интегративное - совместные мероприятия (досуги, праздники, тематические недели, экскурсии, День открытых дверей, совместные проекты, участие в оформлении персональных выставок, детских работ, акции по выполнению правил дорожного движения и т. д.);
интерактивное - мини - практикумы, в ходе которых родителям дают определенные знания и практические умения для дальнейшего закрепления материала в домашних условиях; тренинги для родителей, в ходе которых педагог создает условия для того, чтобы родители не только узнали свои педагогические возможности, но и могли использовать их в конкретных проблемных ситуациях, возникающих в общении с ребенком; мастер - классы обеспечивающие передачу родителям опыта, мастерства путем прямого и комментированного показа приемов работы (клуб «Вдохновение»);
рефлексивное (обратная связь) - выявление изменений, мониторинг;
перспективное - совместное обсуждение планов на будущее (через анкетирование, лично, через информационную корзину).
Работая много лет в дошкольном образовательном учреждении, одной из актуальных проблем современной жизни я считаю организацию плодотворного сотрудничества воспитателя дошкольного образовательного учреждения и родителей. Семья – это целый мир ребенка. А детский сад призван выполнять ряд важных воспитательных, развивающих и социальных функций. В данной ситуации очень важно дополнять друг друга, помогать друг другу и взаимодействовать. Именно с этой целью на базе нашей группы детского сада «Огонек» был создан мною семейный клуб «Вдохновение»
Во всех формах работы с родителями создаются условия для развития общительности, инициативности, ответственности, самостоятельности.
Повышая и обогащая педагогическими знаниями и умениями родителей старших дошкольников путем создания специально-организованных условий по всем семи направлениям, мы влияем на улучшение реальных взаимоотношений между родителями и их детьми. Но особой и эффективной формой работы, влияющей на формирование у родителей ответственной позиции к воспитанию и обучению дошкольников, считаю организацию клубной системы работы с ними. То есть ставлю акцент на интерактивном направлении в работе с родителями.
Основная цель работы клуба «Вдохновение» - формирование ответственного отношения родителей к воспитанию детей.
Задачи клуба «Вдохновение» :
1. Способствовать сплочению родительского коллектива, а также укреплению отношений между родителями и их детьми.
2. Создать условия для совместной творческой деятельности родителей и детей.
3. Педагогическое просвещение родителей.
4. Оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми.
5. Воспитание уважения к детству и родительству.
Вступление в клуб на добровольной основе. Права и обязанности его членов регулируются Положением. Возглавляет «Вдохновение» творческая группа,состоящая из пяти человек. В ее состав входят воспитатель, т. е. я и наиболее активные из родителей. Наша работа ведется в двух направлениях :
- Подбор содержания работы с детьми по всем направлениям.
- Разработка сценариев различных форм работы с родителями.
В начале учебного года семьям воспитанников предложила заполнить анкету «Будем знакомы!», содержание которой позволяет познакомиться с семьей, выявить наиболее приемлимые формы работы с родителями. На основе анкетирования составляется план работы на год. В работе клуба принимают участие не только родители, воспитатели, но и дети, и специалисты детского сада. Также мы сотрудничаем с социальными институтами нашего города. Приглашаем инспектора по надзорной деятельности, инспектора по делам несовершеннолетних, инспектора по пропаганде безопасности дорожного движения.
Об эффективности проводимой клубом работы свидетельствуют :
- появление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
- увеличение количества вопросов к педагогам, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
- появление размышления родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
- повышение их активности.
Продолжив работу с родителями в системе, мы постепенно получим определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными и ответственными помощниками воспитателя и администрации ДОУ. Позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они станут непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.