Дроганова Светлана Николаевна
Консультация «Ребёнок левша и его речевое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребёнок левша и его речевое развитие.
Прошли времена, когда леворуких детей переучивали, заставляя писать правой. Но для того, чтобы ребенок-левша развивался быстрее и чувствовал себя счастливым, нужно учитывать некоторые особенности его мышления.
Как мыслит ребенок-левша? Как правило, у леворуких детей лучше развито правое полушарие мозга, которое отвечает за образы и чувства. Поэтому такие ребята:
- более эмоциональные и творческие, чем праворукие;
Публикация «Консультация „Ребёнок левша и его речевое развитие“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Левша. Консультации для родителей «Если ребенок — левша»
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- они хорошо рисуют, лепят, часто имеют абсолютный музыкальный слух;
- обладают отличной образной памятью, и поэтому способны запоминать очень большое количество информации;
- у них хорошо получается найти нестандартный выход из ситуации или необычное решение задачи.
Но при этом левшам сложнее концентрироваться. Они в целом дольше включаются в работу и формулируют ответ. Поэтому им непросто освоиться в школе - выходит, что именно то, что от них требуется на занятиях, дается им с трудом. Чтобы учеба давалась левше проще, надо начинать заниматься с ребенком до того, как он пойдет в школу. Особое внимание следует уделить развитию движений руки. Для тренировки пальцев подойдут различные игры, сопровождаемые стихотворениями, пальчиковая гимнастика, лепка, работа с ножницами, завязывание узелков, нанизывание бус.
Из личного опыта работы знаю, что леворукие дети часто пишут и читают зеркально. Обычно левша читает про себя справа налево, а не слева направо, как мы привыкли. Он понимает, что прочел бессмыслицу, но не решается произнести это вслух. Поэтому педагог может подумать, что ребенок или не умеет читать, или делает это очень медленно. Но это не так.
Зеркальное чтение и письмо обычно проходит к 10 годам, то есть после начальной школы. До этого достаточно просто предупреждать об особенности всех специалистов, которые будут работать с ребёнком, и следить за тем, чтобы никто из окружения не высказывал сожаления или раздражения по поводу нестандартных «привычек» ребенка. Для таких детей не стоит выбирать группы и классы с интенсивной программой, чтобы левша не нервничал, если не будет успевать за сверстниками. Домашнее задание лучше проверять вместе и сразу исправлять ошибки, а не оставлять ребенка наедине с его затруднениями.
Леворукие дети, как правило, начинают говорить позже сверстников - в 3 года, и используют грамотные и содержательные предложения. «Сложность в том, что леворукий ребенок обычно копирует речь целиком, не анализируя ее смысл. Часто можно встретить случаи, когда левша в 4 года пересказывает страницы текста, не зная ни одной буквы и не понимая значения слов. А еще левши более подвержены заиканию и неправильно произносят звуки. Нередко они неверно употребляют предлоги и с трудом распознают буквы и цифры. В такой ситуации достаточно просто постоянно общаться с ребенком, чтобы он слышал правильную речь и устойчивые сочетания слов. Причем в общении лучше использовать яркие образы, эмоции, и тогда ребенок все запомнит быстрее.
Уважаемые родители вам надо понять, что леворукость - нормально. Это особый креативный вид мышления, который не надо менять. Надо лишь чуть-чуть помочь ребенку-левше в освоении некоторых функций, чтобы он чувствовал себя уверенно и комфортно среди правшей.
Сделать это можно следующим образом:
1. Примите ребенка таким, какой он есть
Не ругайте за медлительность, чрезмерную эмоциональность, проблемы с письмом, чтением, вниманием. У левшей масса талантов, которые он обязательно проявит, если создать ему благоприятные условия.
2. Развивайте координацию движений
Двигательная активность, прогулки на свежем воздухе, зарядка, спортивные секции, плавание - все это поможет гармонично развивать и правое, и левое полушария мозга. У левши также улучшится зрительная и моторная память, а еще он будет лучше ориентироваться в пространстве.
3. Обустройте рабочее место
Настольная лампа должна стоять справа, ручку лучше использовать капиллярную — чтобы паста быстрее высыхала при письме, и ребенок не пачкал руки. А еще не надо заставлять левшу писать буквы в слове слитно, без отрыва ручки от листа бумаги: ребенок просто не сможет так сделать из-за физиологических особенностей.
4. Учите «тактильно»
Левша лучше воспринимает информацию кинетически. Например, чтобы научиться застегивать пуговицы, возьмите руки ребенка в свои и вместе застегните и расстегните все пуговицы. Чтобы легче запомнить цифры и буквы, а также их правильное написание, можно их лепить или рисовать пальчиками на песке или крупе. Такие упражнения развивают мелкую моторику, а вместе с ней и речь.
Помните, что левшам тяжело даются абстрактные понятия: то, что нельзя пощупать (слова, цифры, термины). Поэтому старайтесь делать свои занятия максимально наглядными и осязаемыми. Для того, чтобы помочь левше выучить наизусть стихотворение или правило по школьному предмету, используйте его образную память.
5. Включайте ребенка в выполнение бытовых действий
Убрать игрушки, помочь маме на кухне - такая деятельность незаметно, но эффективно развивает мелкую моторику, глазомер и ориентацию в пространстве.
Леворукие дети представляют собой удивительный мир, полный открытий и удивительного. Не стоит пугаться или остерегаться левшу, а наоборот, стоит уделить такому ребенку особое внимание. Несмотря на непохожесть на остальных детей, левши имеют уникальную организацию высшей нервной деятельности, которая и определяет особенности их развития.
Библиoгрaфия
1. Печкин В. Почему левша талантлив? Развитие ребенка левши.
2. Светлов Р. С. Левши и правши. - СПб. : ИГ «Весь», 2004. - 96с.
3. Семенович А. В. Эти невероятные левши. - М. : Генезис, 2009. - 250 с.
4. Чуприков А. П. Мир леворуких. - К. : Институт нейропсихиатрии, 2008
Учитель-логопед: Дроганова С. Н.