Елена Филипова
Ребенок с ТНР. Как воспитателю вовлечь его в игры с другими детьми и подготовить к утреннику
▼ Скачать + Заказать документы
«Ребенок с ТНР. Как воспитателю вовлечь его в игры с другими детьми
и подготовить к утреннику»
Тяжелые нарушения речи (ТНР) – один из самых частых нарушений развития дошкольников, с которыми сейчас сталкиваются воспитатели. Чтобы скорректировать эти нарушения, необходимо проводить с этими детьми комплексную коррекционно- развивающую работу. Кроме этого, их нужно включать в ежедневные и праздничные мероприятия, которые организуют педагоги и специалисты.
Публикация «Ребенок с ТНР, Как воспитателю вовлечь его в игры с другими детьми и подготовить к утреннику» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Игры для детей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
ТНР- нарушение темпа и уровня развития речи ребенка, которое входит в класс нарушений психического развития и начинается в младенческом (0-1) или раннем возрасте(1-3). Под диагноз ТНР попадает множество случаев нарушений, когда речевое развитие ребенка отклоняется от нормы, препятствует речевому общению, ухудшает социализацию и не проходит самостоятельно.
Причины тяжелых нарушений речи:
недоразвитие речи;
проблемы с вербальной памятью (ребенок медленно осваивает речь, имеет скудный словарный запас, ему сложно построить связное высказывание);
пре-и перинатальные повреждения мозга (родовые травмы, гипоксия, тяжелые соматические болезни матери во время беременности)
поражение речевых отделов головного мозга;
недостаточная подвижность губ и языка;
сотрясение мозга;
тяжелые вирусные заболевания (у детей до 3-хлет);
нарушение иннервации речевого аппарата;
если ребенка воспитывают взрослые с глухотой или серьезными нарушениями речи, или все члены семьи имеют бедную и неграмотную речь.
Уровни тяжелых нарушений речи (ТНР)
В работе с ребенком с ТНР воспитатель должен учитывать уровень нарушений.
Уровень ТНР Признаки и степень их выраженности
1-й уровень
самый тяжелый Речевое общение и фразовая речь у ребенка не сформированы.
Речь состоит из звуков, лепетных слов («нянюшкин словарь» : бах, ням-ням, киса, бибика, звукоподражания (пи-пи, иногда некоторых обидных слов (дай, мимики и жестикуляции. Смысл речи не понятен.
2-й уровень. Тяжелое отставание от возрастной нормы. Дошкольник говорит как ребенок раннего возраста : есть некоторые слова, часто искаженные(«мугага» вместо бумага, и их прстейшие связки между собой. Словарный запас скудный. Фраза насчитывает максимум 3-4 слова. Появляются простые местоимения (например, «ты», но не «вы» в обращении к воспитателю). Речь ребенка по-прежнему трудно понять.
3-й уровень. Ребенок заметно отстает от сверстников по навыкам построения устных высказываний, но общение с ним доступно.
Фразовая речь есть, но фразы несовершенны, есть аграмматизмы. Фонетическая и лексико- грамматическая стороны речи нарушены. Звукопроизношение остается ошибочным («сёйный» вместо «черный»)
4-й уровень.
Самый легкий Нарушено произношение отдельных звуков. Фразовая речь имеется и используется, но разы содержат грамматические ошибки. Данные нарушения иногда не выделяются как уровень ТНР.
Правила при работе с детьми с ТНР
Правило 1. Не оставляйте без внимания трудности ребенка. ТНР не проходят сами. Рекомендуйте родителям посетить с ребенком учителя – логопеда, невролога и педагога-психолога. Заключение специалистов поможет организовать комплексную работу с ними в детском саду. Не ждите спонтанных улучшений, речь ребенка с ТНР нуждается в целенаправленной коррекции.
Правило 2. Организуйте индивидуальную работу с ребенком. Помните: развитие речи играет важную роль для развития в целом. Обязательно проводите занятия по рекомендациям учителя – логопеда.
Правило 3. Давайте речевые образцы. Говорите с ребенком ясно, не слишком быстро, полными предложениями и не обязательно длинными. Называйте предметы и действия, которыми он занимается.
Правило 4. Играйте в звуковые игры. Давайте ребенку послушать, какие звуки издают самые разные предметы и живые существа. Просите угадать предмет или животное по звуку.
Правило 5. Повторяйте слова ребенка в более точной и правильной форме. При этом не критикуйте воспитанника. Например, ребенок произносит : «Биби», повторите за ним и скажите правильно: «Биби. Машина».
Правило 6. развивайте мелкую моторику- тонкие движения руки ребенка. Развитие мелкой моторики стимулирует и развитие речи. Давайте игры в которых надо шнуровать, нанизывать, раскатывать, брать и перекладывать мелкие или скользкие предметы. Например: бусины, крупинки, гидрогель. Делайте пальчиковую гимнастику. Если есть возможность, используйте игрушки типа бизиборда.
Правило 7. Помогите ребенку отрегулировать дыхание. От спокойного и управляемого дыхания речь улучшается. Предлагайте дуть на легкий бумажный мячик или комочек ваты так, чтобы он долетел до отметки. Предлагайте ребенку раскинуть руки и побегать, широко дыша.
Правило 8. Больше читайте. Используйте способность ребенка обучаться новому путем подражания и наблюдения. Читайте вслух, рассказывайте сказки и истории, описывайте то, что с вами происходило, что вы видели.
Правило 9. Поддерживайте потребность ребенка в общении. Стимулируйте речь. Внимательно слушайте ребенка, но не угадывайте с полуслова. Старайтесь общаться так, чтобы ребенок произнес настолько сложное слово или фразу, какое может сейчас. Повторяйте сказанное им, если вы не поняли, чтобы он произнес еще раз.
Если ребенок стесняется заговаривать с другими детьми или не может это сделать, помогайте: поприветствуйте другого ребенка, покажите, что можно сделать это вместе. чередуйте речевые игры с играми, в которых вербальное общение не очень важно: классики, снежки.
Правило 10. Не смейтесь над речью ребенка, не передразнивайте и не ругайте за то, что он говорит. Это только ухудшит его речь. Следите, чтобы этого не допускали остальные воспитанники в группе.
Тяжелые нарушения речи требуют специальной и ежедневной работы. Для воспитанников с ТНР важно создавать ситуации успеха в режимных моментах, играх, на занятиях в группе. Дети с ТНР часто замыкаются, обижаются, испытывают неуверенность в себе. Поэтому нужно заранее продумывать для них задания с учетом их индивидуальных особенностей.
В занятия с дошкольниками, среди которых есть дети с ТНР, включайте разные типы заданий:
фонетические игры - помогут обогатить их фонетический опыт;
игры на оптимизацию дыхания- способствуют речевому прогрессу;
игры на развитие мелкой моторики;
театрализованные игры (только если ребенок почувствует, что справится сам).
Рекомендации воспитателю, по подготовке ребенка с ТНР к утреннику
1. можно дать ребенку роли, в которых он будет активно действовать, но ничего не говорить или говорить очень мало;
2. если давать роль с текстом, то текст должен быть максимально простой и рифмованный
3. используйте гаджет – прием (запишите реплику на видео, которую он должен произносить и давайте ему просматривать этот ролик (например, во вторую половину дня в ходе индивидуальной работы).
4. можно дать роли в диалогах, когда он должен отвечать короткими репликами или действиями;
5. используйте маски, которые закрывают лицо;
6. при обсуждении результатов выступления ребенка, обязательно хвалите, не говорите о недостатках.