Оксана Ведерникова
Ребенок и педагог
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок и педагог.
Есть много профессий на Земле. Среди них профессия педагога, на мой взгляд, не совсем обычная. Ведь педагоги заняты приготовлением, если можно так сказать, нашего будущего, воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнее поколение, работают, так сказать, с «живым материалом», порча которого приравнивается, не побоюсь этого слова, к катастрофе. Одним словом, работа воспитателя выполняется без репетиций, без черновых вариантов, сразу набело: воспитанники – это неповторимые личности, живущие не в будущем, а сейчас, сегодня. Кроме того, нельзя просмотреть, не заметить склонность ребенка к чему-то. Ошибка воспитателя в работе с детьми может сказаться потом, уже у взрослого человека, не сложившейся жизнью, разочарованием во всем.
Публикация «Ребенок и педагог» размещена в разделах
Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога. Кто с этим может поспорить? Думаю, никто. Зависит также от его умений и знаний. Личность педагога, её влияние на воспитанника огромно, её никогда не заменит педагогическая техника.
Всеми современными исследователями отмечается, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность. Скажу больше, нельзя допускать, чтобы в детский сад и школу приходили случайные люди. С детьми надо работать только по призванию, только если дети – часть жизни. Кроме того, профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных учащихся, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, культуры, должен быть примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.
Педагог должен «вести ребенка по жизни» : обучать, воспитывать, направлять духовное и телесное развитие.
Развитие личности — это процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграция с ней. Для дошкольников такой средой является детский сад, в котором они заняты совместной деятельностью, которая ведет к становлению новых коллективных отношений, возникновению общественной направленности личности, выражающейся в стремлении к общению со сверстниками, на фоне ведущей в этом возрасте деятельности. Как только ребенок приходит в садик, у него появляется новый взрослый — воспитатель, влияние которого порой выше влияния родителей. Он способствует знакомству детей друг с другом, созданию атмосферы общей работы, сотрудничества, взаимопонимания. Именно воспитатель является наиболее значимой личностью. Стиль его поведения, как правило, бессознательно присваивается детьми и становится своеобразной культурой дошкольников.
Современные исследования роли воспитателя в развитии личности дошкольника показывают, что в отличие от ранее принятой формы, когда взаимодействие воспитателя с детьми идет на информационном уровне, в деятельности педагогов важно широко применять методы диалога и дискуссии. Это способствует значительному сближению педагогов и детей.
Слово воспитателя приобретает силу воздействия лишь в том случае, если он, проявил к нему внимание, чем-то помог ему, т. е. установил отношения с ним через совместную деятельность. В процессе общения дошкольники усваивают не только содержание материала, но и отношение к ним учителя. Это особенно значимо, ведь психолого-педагогическое влияние будет более успешным, если воспитатель пользуется уважением и доверием со стороны детей как человек; умеет понимать по реакции детей. Воспитателям важно предоставлять ученикам большую самостоятельность, чтобы его установки и нормы были однозначными как в отношениях со сверстниками, так и со взрослыми.
Воспитание рассматривается педагогикой как ведущий фактор, так как это специально организованная система воздействия на подрастающего человека для передачи накопленного общественного опыта. Здесь очень важна роль педагога, а в особенности его умение и актерское мастерство. Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей.
К. Д. Ушинский дает яркую характеристику общественного значения народного учителя: "Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя. посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра, и сознает, что его дело, скромное по наружности, – одно из величайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства и им живут целые пополнения".