МААМ-картинки

«Здоровый педагог — здоровый ребенок». Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Татьяна Байгашева
«Здоровый педагог — здоровый ребенок». Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания
▼ Скачать + Заказать документы

МБДОУ Калтасинский детский сад №1 «Солнышко»

МР Калтасинский район республики Башкортостан

Тренинг для педагогов

«Здоровый педагог – здоровый ребенок»

Подготовил: педагог-психолог

Байгашева Т. А.

Калтасы, 2018г.

Участники: педагоги.

Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания.

Публикация «„Здоровый педагог — здоровый ребенок“, Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания» размещена в разделах

Задачи: развить коммуникативные умения и навыки, уважительное отношение друг к другу; расширить знания о синдроме эмоционального выгорания; снять эмоциональное напряжение; развить уверенность в себе; сформировать навыки самопознания и саморазвития личности.

Материалы и оборудование: фотоаппарат; аудиозаписи классической музыки; листы А4; ватман; стикеры разной формы; краски и кисти; цветные и простые карандаши; мелки для рисования; ножницы; шарики; раздаточные материалы к упражнениям.

Часть1. Вводная

Педагог-психолог : Добрый день, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на занятии. Сегодня мы поговорим о причинах возникновения стрессовых ситуаций в педагогической практике и методах профилактики стресса. Научимся преодолевать негативные эмоции и расслабляться. Порисуем и отдохнем, ведь нужно делать паузы в работе и выделять время для психологической разгрузки.

Часть2. Основная

Беседа «Эмоциональное выгорание»

Педагог-психолог : Предлагаю обсудить, почему возникает стресс в нашей работе и как предотвратить синдром эмоционального выгорания.

Попросите участников назвать и записать на стикерах причины возникновения синдрома эмоционального выгорания. Наклейте стикеры на доску или ватман. Обобщите под заголовком «Причины стресса в работе педагога».

Педагог-психолог : Мы испытываем стресс из-за повышенной ответственности и профессиональных обязательств. Педагоги должны постоянно поддерживать свою компетентность и адаптироваться к новшествам в образовании. В работе возникают неожиданные ситуации с родителями и детьми, которые нарушают наше эмоциональное равновесие. Мы не уверены в своих силах, критикуем себя и боимся, что нас будут критиковать коллеги. В стремлении контролировать ситуацию мы забываем расслабляться.

К стрессу могут привести проблемы в семье, а также социально-экономическая незащищенность педагога. Вынужденная подработка часто вызывает чувство усталости и ухудшает настроение.

Упражнение «Психопрофилактика синдрома эмоционального выгорания и борьба со стрессом»

Раздайте участникам стикеры в виде лучей. Попросите записать способы, с помощью которых можно бороться со стрессом. Стикеры педагоги приклеивают на стенд или ватман по кругу, чтобы получилось солнце. В центре солнца напишите заголовок «Методы психопрофилактики синдрома эмоционального выгорания и борьбы со стрессом».

Упражнение «Опиши коллегу»

Педагог-психолог : Выберите каждый для себя участника, о котором вы будете говорить. По очереди называйте три качества выбранного коллеги. Задача остальных – угадать, о ком идет речь.

Упражнение «Ассоциации»

Для упражнения подготовьте карточки с вопросами. Примеры вопросов: на какое время года похож ваш коллега? На какой месяц? На какой плод, ягоду? На какую птицу? На какое животное? На какой камень? На какой цвет? На какое насекомое? На какой кустарник? На какой цветок? На какую рыбку? На какое дерево? На какой фрукт? На какой овощ? На какую игрушку? На какую погоду? На какой погодное явление?

Раздайте карточки с вопросами педагогам. Попросите подобрать ассоциации для каждого участника по кругу. Продолжайте упражнение, пока все педагоги не ответят на вопросы.

Упражнение «Мой герб»

Педагог-психолог : Предлагаю каждому нарисовать свой собственный герб. Разделите лист на четыре части. В первой нарисуйте символ своих главных достижений в жизни – то, что у вас лучше всего получается делать. Во второй изобразите символ себя, своего внутреннего мира, основных жизненных принципов и позиций. В третьей поместите символ планов на будущее. В четвертой напишите свой девиз.

После того как участники выполнят задание, проведите презентацию работ и обсудите их.

Упражнение «Закончи предложения»

Подготовьте бланки с незаконченными предложениями: «Мои коллеги видят во мне.», «Я в коллективе.», «Три мои сильные стороны…», «Лучше всего у меня получается…», «Больше всего я люблю…». Раздайте бланки участникам и попросите закончить предложения. Обсудите упражнение.

Упражнение «Что меня больше всего раздражает в других»

Предложите участникам написать на листочке, что их раздражает в поведении других людей. Далее попросите каждого участника по кругу зачитать свои ответы с педагогами.

Коллаж «Мое настроение»

Раздайте педагогам листы бумаги. Предложите выбрать художественные материалы: краски, мелки или фломастеры. Включите спокойную мелодию. Попросите участников нарисовать свое настроение, эмоции и чувства. Когда они закончат рисовать, задайте вопросы.

Что вы чувствовали в процессе работы?

Какие эмоции испытывали?

Почему выбрали эти цвета?

После того как участники ответят на ваши вопросы, предложите им склеить работы в один коллаж. Сфотографируйте коллаж на память.

Часть3. Заключительная

Рефлексия

Попросите участников ответить на вопросы. Проведите обсуждение в кругу или предложите ответить письменно.

Чему вы научились сегодня?

Что было самым интересным?

Что нового вы узнали?

Какой вывод сделали?

Что бы вы хотели обсудить на следующем занятии?

Что осталось непонятным?

Что бы вы хотели пожелать ведущему?

Релаксация под музыку

Педагог-психолог : Сядьте удобнее. Закройте глаза и полностью расслабьтесь. Мягкой кисточкой внимания пройдитесь по каждой частичке вашего тела и позаботьтесь, чтобы ей было удобно. Вашим рукам, кистям, ногам, ступням, шее, позвоночнику… Вашему телу легки и приятно.

Представьте, что вы находитесь на берегу моря. Соленый ветер приятно освежает лицо, а теплые лучи солнца нежно согревают его. Вы лежите на мягком теплом песке, и ваше тело наполнено блаженством. Вам хорошо, приятно, комфортно, шум волн успокаивает вас. Теплый песок греет расслабленное тело. Вы слышите звуки чаек, дельфинов… Где-то вдали проплывает пароход, с которого доносятся звуки фортепиано, саксофона…

Но тут налетел ветер, небо затянули тучи и начался ливень. Но он такой теплый, приятный, что вы решили остаться на берегу и отдыхаете, наслаждаетесь свежестью замечательного дня. Крупные капли текут по вашему лицу, шее, рукам, по груди, животу, ногам и стекают на землю. Вместе с каплями ливень забирает вашу усталость, плохое настроение, негативные мысли, оставляя только самое хорошее, что есть в вас.

Вот тучи рассеялись, и ливень закончился. Вновь засияло яркое солнце. Проговорите про себя все то, за что вы благодарны судьбе в настоящий момент. Включите в список благодарностей и это море, на берегу которого вы лежите, и этот солнечный день, ваше здоровье, здоровье близких, красоту, любовь, мир. Как только вы завершите эту работу, откройте глаза. Каждый откроет глаза тогда, когда захочет.

Задайте педагогам вопросы.

Что вы чувствовали при релаксации?

Какие у вас были впечатления?

Сюрприз для педагогов

Подготовьте послания для участников и положите их в воздушные шары. В записках используйте, например, пожелания: «Пришло время действовать!», «Пришло время закончить старое и начать новое», «Слушайте каждого. Идеи приходят отовсюду», «Сосредоточьтесь на семье и гармонии с окружающим миром», «Теперь настало время попробовать что-то новое», «Терпение! Вы почти у цели», «Не ищите внешних врагов: чтобы понять, что мешает вашему развитию, загляните внутрь себя», «Помните, что истинное партнерство может существовать только между цельными личностями», «Будьте внимательны к подсказкам судьбы».

Предложите педагогам загадать желание и надуть шарики. Расскажите, что внутри есть записки, и попросите лопнуть шары. Обсудите, какие послания получили участники.

Игра «Солнышко»

Раздайте листы А4. Попросите нарисовать солнце, у которого лучей на один меньше, чем участников в группе. В центре солнца каждый пишет свое имя. Предложите передавать листы по кругу. Педагоги над лучами вписывают пожелания и комплименты автору. Завершите упражнение, когда листы вернутся к хозяевам.

Прощание

Раздайте участникам перечень методов борьбы со стрессом.

Подготовьте раскраски антистресс.

Педагог-психолог : Уважаемые коллеги, я надеюсь, что сегодня вы получили положительные эмоции. Перед вами раскраски антистресс. Предлагаю каждому выбрать себе картинку и забрать с собой.

Я хочу закончить словами Авадхут Свами из ведических писаний: «Люди очень любят найти врага извне и обвинить его в своих проблемах. Нов Ведах сказано, что у человека есть только шесть врагов: это вожделение, гнев, зависть, эгоизм, гордыня, иллюзия. Если ты победишь этих врагов внутри своего сердца, ТО НИКАКИХ ВНЕШНИХ ВРАГОВ У ТЕБЯ БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ. Как только ты справишься со своими пороками, то увидишь, что вокруг тебя только друзья».

Использованная литература:

1. Справочник педагога-психолога, 4/2018.

2. Сеть Интернет.

Методы борьбы со стрессом

1. Планируйте режим. Спите 7-8 часов. Перед сном примите успокаивающую ванну с аромамаслами или выпейте стакан воды с двумя ложками меда.

2. Питайтесь правильно. В день съедайте один банан. Принимайте витамин Е, он содержится, например, в картошке, кукурузе, сое и моркови.

3. Пейте полтора литра жидкости в день, чтобы поддерживать тело в форме. При переутомлении попробуйте травяные чаи.

4. Полдня в неделю проводите так, как вам нравится. Сходите на прогулку или потанцуйте. Посвятите время хобби, например, вышивайте, вяжите, ухаживайте за комнатными растениями.

5. Используйте в интерьере и гардеробе радостные желтый и оранжевый цвета или успокаивающие синий и голубой. Носите одежду разных цветов.

6. Один раз в день говорите теплые слова человеку, который вам дорог. Он ответит вам взаимностью. Почувствуйте, что вас кто-то любит.

7. Если у вас плохое настроение, пообщайтесь с домашними животными, например, кошкой, собакой, аквариумными рыбками или попугаем.

8. Давайте себе позитивные установки, например: «Я счастлива, успешна и красива», «Моя жизнь прекрасна и полна хороших впечатлений», «Меня уважают мои коллеги».

9. Раз в неделю занимайтесь тем, что вам «вредно». Нарушьте диету и побалуйте себя сладеньким или ложитесь спать позже, чем обычно.

10. Занимайтесь спортом и физической работой. Например, когда вы подавлены или рассержены, вскопайте огород, переставьте мебель или разбейте старые тарелки.

11. Чаще бывайте на природе. Путешествуйте и ходите в походы. Плавайте в море или бассейне. Если не искупаться, просто посмотрите на воду, например, в фонтане.

12. Слушайте музыку и звуки природы, например, шум прибоя и звуки чаек. Пойте под музыку дома или сходите в караоке.

13. Рисуйте или используйте раскраски-антистресс. Можете раскрашивать мандалы. Придумайте и нарисуйте собственную мандалу, придумайте ей название.

14. Чтобы отдохнуть и успокоиться, сходите в музей, посмотрите спектакль в театре или послушайте концерт. Можете просто провести вечер за любимой книгой или фильмом.

15. Освойте точечный массаж: надавливайте на антистрессовые точки, чтобы улучшить психоэмоциональное состояние. Медитируйте, закаливайтесь, выполняйте дыхательную гимнастику.

Публикации по теме:

Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции. Задачи: - знакомство с понятием.

Использование технологии здоровьесбережения в профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов ДОУ. Игровой практикум Приветствие: Добрый день, уважаемые коллеги! - Скажите, пожалуйста, какие ассоциации вызывает у Вас слово “работа” В последнее время много.

Консультация для педагогов «Здоровый педагог — здоровый ребёнок» Консультация для воспитателей «Здоровый педагог – здоровый ребёнок» Важно, каким будет поколение, пришедшее на смену предыдущему, чтобы.

Психологический тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания» Тренинг для педагогов: «Профилактика синдрома профессионального выгорания» Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление.

Семинар-практикум для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Здоровый педагог — здоровые дети» СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для педагогов дошкольных образовательных учреждений «педагог-здоровые дети» («Сам себе психолог») Здравствуйте, уважаемые.

Семинар-тренинг «Возможные меры профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов» Цель: повышение эффективности работы педагогов учреждения через профилактику эмоционального выгорания. Задачи: • познакомить преподавателей.

Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания» Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания» Цель тренинга: профилактика синдрома эмоционального выгорания;.

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания» с играми и тестированием Тренинг для воспитателей по улучшению общения и эмоциональной разгрузке Цель тренинга: улучшить товарищеские контакты во время работы и.

Тренинг для воспитателей «Профилактика эмоционального выгорания» Профессия педагога, воспитателя, работника дошкольного учреждения (по другому - работа сердца и нервов, требует ежедневного, ежечасного.

Тренинг «Использование метода сказкотерапии в профилактике эмоционального выгорания педагогов» Данный тренинг направлен формирование навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием, а также навыков позитивного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Здоровый педагог — здоровый ребенок». Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания
Опубликовано: 22 мая 2018 в 12:15
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Здоровый педагог — здоровый ребенок». Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Байгашева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД