Кудряшова Надежда
Ребенок и незнакомые люди: воспитание правил личной безопасности детей в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Достаточно много внимания сегодня уделяется личной безопасности детей. В этом плане чаще всего практикующие воспитатели и методисты останавливаются на таком разделе по безопасности, как «Ребенок и улица». Здесь педагоги сосредотачивают внимание на том, насколько важно, чтобы ребенок знал и соблюдал правила дорожного движения. Но мне бы хотелось остановиться на разделе по безопасности «Ребенок и незнакомые люди». Здесь основным является вопрос о том, может ли незнакомый человек быть опасен для ребёнка.
Публикация «Ребенок и незнакомые люди: воспитание правил личной безопасности детей в младшей группе» размещена в разделах
Современная общественная среда, как отмечают постоянно СМИ, с каждым годом становится все более опасной для детей. Газеты, журналы, телеэфиры пестрят различными событиями, в которых так или иначе пострадал ребенок.
Количество насильственных преступлений в отношении детей, часто заканчивающихся трагически. Большую часть подобных преступлений (61%) совершают психически здоровые люди, а не маньяки и психопаты. Специалисты в области виктимологии (наука о поведении жертвы) отмечают, что многие насильники не жалеют времени и усилий для того, чтобы завоевать доверие и расположение ребенка. Многие похитители и насильники кажутся дружелюбными и неопасными. Они профессионалы в том, чтобы понравится детям, и усыпить их бдительность, проявляют при этом изощренную изобретательность. Преступники отличные психологи, они знают, что интересует детей, что им нужно, и предлагают им то, что они хотят получить. С помощью разнообразных «ловушек» стараются заманить ребенка. Вот некоторые из них: «Помоги, пожалуйста, убежала кошка в подвал.», «Пойдем, покажу тебе котят», «Хочешь, я тебя прокачу (угощу)» и т. п. Маленький ребенок, не задумываясь о последствиях, принимает предложение или соглашается помочь.
Чтобы такого не случилось с нашими детьми, работу в ДОУ по формированию у детей правил поведения при встрече с незнакомцем, необходимо начинать уже в раннем возрасте. Задача взрослых рассказать детям об опасности контактов с незнакомыми людьми. Ребёнок должен понимать, что именно может быть опасным в общении с незнакомыми людьми. Детей необходимо обучать особым навыкам, чтобы они смогли избежать самых разнообразных опасностей. Научить детей оценивать окружающую обстановку, определить потенциальную опасность, подозрительную ситуацию и адекватно на них реагировать. Предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактом с незнакомыми людьми и научить правилам поведения при встрече с незнакомцем – эти цели можно и нужно ставить уже начиная с младшей группы.
Какие же задачи следует решать в первую очередь? Я считаю, что в младшей группе возможно решение следующих задач.
• Объяснить ребёнку, что приятная внешность человека не всегда означает добрые намерения.
• Обратить внимание детей на неприятности, которые случаются при контакте с незнакомыми людьми.
• Познакомить детей с правилами поведения при общении с незнакомцами.
• Способствовать развитию самостоятельности, осторожности и осмотрительности в общении с незнакомыми людьми.
• Развивать наблюдательность, внимательность.
• Повысить уровень социально–личностной компетенции детей.
Конечно, невозможно ожидать от малышей, чтобы они сами находили безопасное решение в той или иной ситуации. Это решение им нужно подсказать, используя в работе разные методы.
Так, всем известные сказки содержат примеры нарушения героями правил безопасного поведения. Используем эту возможность, чтобы закрепить представления детей. Беседуем, проигрываем ситуации с ними, «переиначиваем» сказку так, чтобы герои воспользовались правилами безопасности. Народные сказки многослойны. У каждой есть своя мораль, и не одна, из каждой можно сделать важные выводы. По сказкам, как по лесенке, малыш идет во взрослую жизнь. Новый материал (правила безопасного поведения) дети усваивают от сказки к сказке, каждая дополняет и расширяет предыдущую, освещает какую-то новую ситуацию или проблему, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни. Широко используем произведения детской художественной литературы. Например: «Сказка о глупом мышонке», «Волк и семеро козлят» и др.
Можно разыгрывать разные ситуации. В игровой тренинг необходимо включать разного рода «уговоры», привлекательные обещания. «Что, если?» Вопросы такого типа позволяют нам, во-первых, выявить как ребенок, скорее всего, поступит в той или иной ситуации, во-вторых, обсудить ситуацию и скорректировать поведение детей. Разыгрываемые для малышей ситуации могут подкрепляться соответствующими сказочными сюжетами, например «Волк и семеро козлят».