Флорида Минхайдарова
Реализация долгосрочного проекта «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: ключевое слово – экологическое воспитание – это формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов. В данной статье раскрыты формы и методы реализации долгосрочного проекта по экологическому воспитания детей старшей группы. Данный проект формирует у детей экологическую культуру.
Публикация «Реализация долгосрочного проекта „Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
В настоящее время в России стремительно ухудшается состояние экологии. Одна из причин, вызвавших экологический кризис – деятельность человека в природе, рост промышленного производства с использованием природных ресурсов. Центром оптимизации решения проблемы является человек, его экологическая воспитанность.
Исходя из этого можно сказать, что воспитать у будущего поколения экологические ценности возможно на этапе дошкольного детства, т. е. когда ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. У него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Одной из задач Федерального государственного стандарта является: «объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Важным положением Стандарта являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» - не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы. склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире. Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания.
Таким образом, можно сделать вывод, что нормативно-правовые документы ориентируют педагогов о необходимости проведения интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования. Воспитание воспитанников, на формирование гордости за свою страну.
Исходя из вышесказанного, мною разработан и реализован долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста «Строим экологический город Экоград».
Цель проекта : подвести к пониманию необходимости создания экологически чистого города. Обобщить представления детей об условиях, необходимых для жизни людей.
Проект был реализован в течении учебного года через различные виды деятельности: познавательно-исследовательскую деятельность: экологические экскурсии и наблюдения: «Какой идет дым из труб завода», «Движение транспорта в городе», «Бродячие собаки», «Бродячие кошки», «Где мы видим мусор в городе», «Наш пруд», «Состояние детских площадок во дворах города» «Улицы города», «Проезжая часть». Цель проведенных экскурсий и наблюдений - представить факторы, имеющие отношение к загрязнению экологии окружающей среды и систематизировать представления детей о здоровом образе жизни и необходимых для этого условиях в Экограде. Одной интересных форм познавательно-исследовательской деятельности является для детей и экспериментирование: «В почве есть воздух, в воде несть воздух» «Воздух невидим», «Летающие семена», «Состояние почвы в зависимости от температуры», «Движение воздуха», «Определение чистоты снега». Дети осваивали важность состояния явлений неживой природы и выявляли оптимальные условия для жизни человека. Коммуникативная деятельность детей позволила воспитанникам проявить свои возможности в создании презентаций, например, «Строим Экоград» объёмный макет города из бумаги, в составлении творческих и описательных рассказов о чудесном городе, в составлении загадок. Дошкольники с удовольствием заучивали стихотворения с помощью пиктограмм: «Вот на земле огромный дом» и др.
Немаловажную роль в развитии дошкольников играет и такой вид деятельности как восприятие художественной литературы. Воспитанники познакомились с такими стихами как: «Вот на Земле огромный дом» Л. Дайнеко, Солнце ярче светит» В. Волгиной, «Вода» Г. Чибизова, С. Погорельского, «Воздух» Т. Шорыгиной, «Береги свою планету» Г. Марманова, «Цветок» Тима Собакина, «Все, все на свете нужны» Б. Заходера и др. ; рассказами К. Ушинского «Птицы», Г. Циферова «Дождь на колесах» и др. Через использования текстов художественной литературы дети приобретают нравственные качества такие как милосердие, любовь к природе, умение бережно распоряжаться ее богатствами. В реализации проекта дети активно участвовали и в изобразительной деятельности: рисовали плакаты: «Берегите природу», «Каким я вижу Город Экоград», «Животные моего города», «Чем загрязняют наш город», «Эко транспорт», «Детская площадка моей мечты», «Фонтан»; составляли коллективный коллажи «Растения и животные Экограда», «Мир в капельке воды»; создавали аппликацию: «Птички в кормушке», «Еж в лесу», «Фруктовый сад», «Моя Земля»; лепили из соленого теста птиц, из пластилина изготовляли глобус, насекомых экограда, мастерили поделки из бросового материала. Данная деятельность позволила воспитанникам прикоснуться к красоте природы, познакомила их с технологией безотходного производства, проявить умение мастерить из бросового материала.
Игровая деятельность детей была проведена в форме викторин: «Мои зеленые друзья». «Береги природу» и др. Дошкольники познакомились с основами безопасности жизнедеятельности, научились правильно вести себя, приходя в лес, на реку или луг, чтобы не причинить вреда ни себе, ни окружающим, ни природе. В подвижных играх: «Где спряталась рыбка», «Цепочка», «Кто где живёт», «Летает, плавает, бегает», «Журавли-журавли», дети развивали умение анализировать, интерес к природе; закрепляли названия растений, знания детей о земных обитателях и об их передвижении. Дидактические игры: «Береги живое», «Ребятам о зверятах», «Как зовут тебя деревце?», «Основы безопасности в природе», «Найди, что опишу», «Что будет, если…», «Природа и человек», «Экологический светофор», «Человек – верный сын природе» и др. Они позволили обогатить знания воспитанников о том, что надо беречь окружающую нас природу, представления детей о допустимых и недопустимых действиях на природе, умения оценивать результаты взаимодействия людей с природой развивать способность детей выявлять и моделировать отношения человека к природе на основе представлений об ответственности за окружающее, согласно принципу «не навреди», познакомили детей с многообразием мира растений, обучили детей безопасному поведению на природе зимой, весной, летом, осенью.
Одной из ведущих деятельностей в дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра. Она стимулирует развитие познавательной сферы ребенка, поэтому в проект были включены такие игры как: «Мы строим Экоград», «В лесу», «Лесное происшествие», «Зоопарк», «Экологи», «Мы спасатели» и др. Игры научили дошкольников передавать характер героев, положительные эмоции, научили проявлять доброе отношение к животным, воспитывали интерес и любовь к природе. Представления о природе и экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста были расширены, углублены и систематизированы и в процессе музыкальной деятельности: слушание произведений П. Чайковского «Времена года», «Утро», «Подснежник» Т. Ломовой, «Ах, улица, улица широкая», И. Штраус «Утренние листки»; разучивание песен: «Как прекрасен этот мир» (муз. Тухманова, сл. В. Харитонова, «Земля наш общий дом» (муз. и сл. Н. Караваевой, «Летние цветы» (муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Некрасовой). В беседах о музыкальных произведениях детям предоставлялась возможность высказать свои чувства и мысли об услышанной музыке и нарисовать сюжет. Импровизируя на детских музыкальных инструментах, дети находили различные способы передачи звуков окружающей природы. Содействуя воспитанию экологической культуры было проведено развлечение на тему «Эколята – помощники природы», которое было направлено на формирование бережного отношения дошкольников к миру природы.
Важным показателем экологической образованности дошкольников является их участие в трудовой деятельности. В процессе деятельности углубляются и закрепляется экологические представления. С детьми были проведены такие трудовые действия как: на участке очистить дорожки от мусора, зимой очистить дорожки от снега, полить песок в песочнице, очистить кормушки для птиц, насыпать в кормушки семечки для птиц, полить клумбу, в группе -уход за комнатными растениями. Что способствовало привить воспитанникам желание проявлять заботу о природе, экологическую культуру.
При реализации долгосрочного проекта с детьми старшего дошкольного возраста были использованы следующие технологии: технология проектирования; игровая технология; ТРИЗ технологии: составление загадок, мнемотехника, карта, синквейн; технология разноуровневого обучения; личностно-ориентированная технология; здоровьесберегающие технологии; технологию коллективного обучения.
Немаловажную роль в организации и реализации проекта имеют родители воспитанников. Для родителей были разработаны консультации и сообщения экологической направленности : «Природа в жизни вашей семьи», «Воспитание любви к природе». Особую важность в представленном проекте являются такие совместные акции как: «Помощь зимующим птицам», «Субботник на участке»,
По окончании реализации проекта «Строим экологический город Экоград» было проведено развлечение для детей и родителей «Наш общий дом, наш дом родной, Земля, где мы с тобой живем» Целью данного развлечения это формирование экологической культуры у дошкольников, осознание понимания того, что природа нуждается в защите.
В процессе реализации проекта у дошкольников выработались устойчивые представления об экологии в целом. Дети понимают ценности экологического сознания для сохранения чистого воздуха, воды на планете и условий для жизнедеятельности человека на планете, значимость отношения людей к утилизации некоторых предметов: батарейки, ламп, градусников и других экологически вредных предметов. Участие родителей в совместной деятельности наполнило ее новым содержанием, позволило использовать личный пример взрослых в сфере экологического сознания. В некоторой степени повысилась активность родителей в жизни группы.
Самый важный результат деятельности нашего проекта – формирование настоящего сообщества детей, родителей, вносящих посильный вклад в чистоту и процветание нашего города, страны!
Список литературы
1. «Государственной политики в области экологического развития»;«Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
2. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (2002);
3. Конституция Российской Федерации.
4. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (2012);
5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (2015-2025).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
7. Федеральный Закон об Образовании.